• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год новый - проблемы старые Какой багаж мы тащим за собой из года уходящего в год будущий?

Россiя. 2005. № 50. 29 декабря

...Вторая проблема - низкое качество государственного управления. По поводу того, что получается из административной реформы, ярко выразился проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон: "Административную реформу подменили рисованием квадратиков, а надо было менять способ управления экономикой"...

Так всегда бывает перед Новым годом: нас обуревают надежды и одолевают добрые намерения. Обычный гражданин лелеет, к примеру, мысль о повышении зарплаты и дает (про себя) слово бросить курить. Правительство отличается в этом смысле только размахом упований и планов. В России они обычно выливаются в программы Минэкономразвития (МЭРТ). Ну и отражаются, конечно, в законе о государственном бюджете.
В уходящем году надлежало разрешить в первую очередь пять проблем. Первая из них - замедление темпов экономического роста. Уже годом раньше оно обозначилось явственно и привело к тому, что упоминания об удвоении в течение 10 лет валового внутреннего продукта (ВВП) становятся все более ритуальными. Надо бы 7,2-7,3%. Рискнули спрогнозировать только 5,9-6,0%. Этот темп, правда, удержали, и даже, по-видимому, с некоторым превышением - до 6,4%. Можно предположить, что особенно заметный рост, пришедшийся на конец года, связан с увеличением внутреннего спроса, что, в свою очередь, объясняется развитием потребительского кредитования. С подъемом производства получилось хуже. К сожалению, статистика медлительна, и в момент, когда пишутся эти строки, приходится оперировать в основном оценочными данными, исчисленными на основе результатов за январь-октябрь. Получается, что промышленное производство в сравнении с прошлым годом упадет с 7,3 до 4%, сельскохозяйственное - с 3,1 до 1%. В министерстве объясняют: замедление экономического роста в основном обусловлено резким падением темпов увеличения экспорта в сочетании с ослаблением спроса на внутренние инвестиции.
Что собирались делать?
Проводить макроэкономическую политику снижения инфляции. Практически не удалось. Некоторый успех обозначился только в конце года. Итоговый показатель ожидают порядка 11%, а планировали, как помним, 8,5%.
Сокращать нерыночный сектор, создавая условия внутри рыночного для конкурентной борьбы. Не получилось. К концу года в экономических кругах даже усилились разговоры о продвижении к госкапитализму. Соперничество же на внутреннем рынке обернулось не в нашу пользу. Как признают в МЭРТ, конкуренция импорта вытесняет отечественных производителей.
Стимулировать инвестиции. Видимо, атмосфера, способствующая капиталовложениям, все еще не создана. Констатация экспертов Минэкономразвития: "В целом доверие отечественных и иностранных инвесторов к инвестиционному и предпринимательскому климату восстанавливается медленно".
Повышать инновационную активность. Это пока дело будущего. Хотя организация первых особых экономических зон обнадеживает. Однако обнаруживаются и тормозящие моменты. В частности, неясности с созданием инфраструктуры для них.
Еще предполагалось задействовать потенциал природных ресурсов (тут к месту будет недавнее сообщение о том, что снятый с обсуждения в Думе законопроект "О недрах" застрял в правительстве). Боятся, что иностранные инвесторы возьмут под контроль стратегические месторождения. Собирались также поддерживать малый бизнес. Впрочем, это переходящее обещание. В 2005 году оно обернулось суммой в полтора миллиарда рублей на все про все (микрокредитование, венчурное финансирование, бизнес-инкубаторы и т. д. ). В среднем 2 тысячи на одно предприятие такого рода.
В общем, можно почти целиком переносить все на будущий год.
Вторая проблема - низкое качество государственного управления. По поводу того, что получается из административной реформы, ярко выразился проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон: "Административную реформу подменили рисованием квадратиков, а надо было менять способ управления экономикой". Из выдающихся свершений - "размножение" вице-премьеров и заместителей министров (статс-секретарей). В целом положение точно характеризует цитата из подготовленного МЭРТ проекта очередной среднесрочной программы, выполнение которой должно было начаться в уходящем году: "Неэффективны важнейшие институты - государственный аппарат, судебная и правоохранительная система. Высоким и обременительным остается вмешательство государственных органов всех уровней в деятельность хозяйствующих субъектов.
При этом государство не обеспечивает в достаточной степени предоставление услуг в тех областях, где оно обязано это делать. Механизм принятия чиновниками решений остается непрозрачным для общества, не существует эффективных механизмов гражданского контроля их деятельности". Третья проблема, которая ставилась на повестку дня год назад, - забота о развитии человеческого капитала. Тут речь шла о попытках как-то поправить сложную демографическую ситуацию, которая характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высокой смертностью, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, практически исчерпанным миграционным потенциалом. А также о медленных темпах реформирования отечественного здравоохранения, образования и социальной сферы, о несоответствии между государственными гарантиями медицинской помощи, образовательными стандартами, мерами социальной поддержки и имеющимися финансовыми ресурсами, которые не обеспечивают необходимую доступность и качество медицинских и социальных услуг, образовательного процесса и имеют негативные последствия в долгосрочной перспективе.
Так, к сожалению, было на протяжении всего уходящего года, и лишь выдвижение на первый план приоритетных национальных проектов породило надежды на то, что положение изменится. Иными словами, и в этом отношении эстафета передается 2006-му и последующим годам.
Четвертой важнейшей проблемой называли недостаточную интеграцию России в мировую экономику. Главной задачей в этой области считалось завершение переговоров о присоединении России к ВТО. Как мы знаем, дело хотя и продвигается, но медленно. Теперь в качестве возможного срока говорят о лете наступающего года.
Наконец, пятая - озаботились преодолением неравномерности развития регионов. Разделы правительственных документов, касавшиеся политики регионального социально-экономического развития, выглядели порой как очевидная утопия. К примеру, говорилось о "содействии свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответе на вызовы новых экономических условий". Разумеется, и на протяжении всего года никто не придумал, как оказывать это содействие при отсутствии свободного жилья (куда перемещаться "трудовому ресурсу"?), да еще при наших расстояниях. И мы продолжаем жить в обстановке вопиющего неравенства. В Ямало-Ненецком национальном округе, скажем, лишь 7,7% жителей не имеют прожиточного минимума, а в Усть-Ордынском - 83%. Что касается валового продукта на душу населения, разрыв доходит до 80 раз.
Есть, конечно, и неплохие показатели, особенно в социальной сфере. Например, реальные располагаемые доходы граждан или рост банковских вкладов. Но магии средних цифр мешает поддаться сказанное выше.