• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полувоенная модель РИО-Центр оценил административную реформу

Газета. 2006. № 117. 7 июля

...Напомним, что РИО-Центр, главой которого является вице-президент РСПП Игорь Юргенс, разрабатывает сценарии развития страны до 2020 года...

"Государственная модель управления при экс-президенте Борисе Ельцине была более дееспособной, чем при Владимире Путине", - считают аналитики Центра развития информационного общества (РИО-Центра). Во время президентства Ельцина удалось достаточно быстро преодолеть, например, дефолт 1998 года. Нынешней же власти пережить подобный катаклизм окажется, скоре всего, не под силу. К такому мнению пришли эксперты РИО-Центра, обсудив в рамках рассмотрения сценариев социально-экономического развития страны ход административной реформы.
Напомним, что РИО-Центр, главой которого является вице-президент РСПП Игорь Юргенс, разрабатывает сценарии развития страны до 2020 года.
Административная реформа, стартовавшая в 2003 году, должна была отменить избыточные функции исполнительных органов власти. Правительственная комиссия тогдашнего вице-премьера Бориса Алешина буквально за полгода собрала все ликвидационные предложения ведомств и насчитала более 1, 5 тысячи никому не нужных госфункций. Заметим, что всего насчитали немногим более 5 тысяч госфункций. Однако ликвидировать избыточные функции, а вслед за ними избыточные ведомства Алешин не успел. А без этого говорить о смягчении административных ограничений в экономике и обществе просто невозможно.
Весной 2004 года административной реформой занялся на тот момент руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак. Он сделал упор не на устранении административных барьеров, а на переделе структуры органов госвласти. Впрочем, ожидаемых успехов также не дождались. Госаппарат просто (хотя и на время) был дезорганизован.
Эксперты РИО-Центра пришли к выводу, что главный причиной срыва административной реформы стала дорогая нефть. Объяснение простое. Повышение цен на нефть сделало государство сильным. Бизнес от участия в госуправлении фактически был устранен. В результате, как утверждают в РИО-Центре, была создана командно- административная модель управления, когда государство жестко определяет правила игры как для бизнеса, так и для обычных граждан. При этом созданная система не способна быстро реагировать на изменения, которые могут происходить как внутри страны, так и за рубежом. Она нацелена исключительно на самосохранение, причем последнее невозможно без закрытости. А чем непрозрачнее административная система, тем более развита в ней коррупция.
При этом участники семинара признали, что повышение зарплаты чиновникам не принесло ощутимых результатов, так как денег на это было выделено недостаточно. И в результате получился значительный разрыв в оплате между теми, кто подписывает документы, и теми, кто их готовит. Вице-президент РИО-Центра Алексей Волин считает, что для первых повышение зарплаты несущественно, недовольные же оплатой квалифицированные исполнители вынуждены были уйти с работы, а оставшиеся будут держаться за свои места из последних сил.
По мнению президента Института национального проекта "Общественный договор" Александра Аузана, административная реформа утратила обратную связь, а денежные интересы людей во власти становятся важнее политических интересов. Но чиновник боится, что этот рычаг управления может быть в одно мгновение отнят. Отсюда и поразительная ненасытность российского чиновничества. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что деятельность государственной машины построена таким образом, что спросить за провалы просто не с кого. Все это, так или иначе, приводит к тому, что фактически буксуют все задуманные Кремлем и правительством реформы. Показательный пример, по Аузану, - провал программы "Доступное жилье". По его мнению, рынок жилья везде монополизирован мэрами. Поэтому когда на этот рынок попали ипотечные деньги, цены на жилье резко возросли.
Участники семинара пришли к неутешительному выводу, что государственная модель управления может измениться только по собственному желанию чиновников, если они, конечно, сочтут, что это им выгодно.