• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управлять мы научились. На бумаге

Парламентская газета. 2006. № 112. 11 июля

...Особое значение муниципалитетов в ходе административной реформы отметил и первый проректор Государственного университета - Высшей школы экономики Лев Якобсон. Он поддержал Леонида Рокецкого в том, что муниципалитеты должны идти не в хвосте, а во главе процесса. Кроме всего прочего это будет давлением снизу на федеральную и региональные власти, заставляя их более энергично осуществлять реформу...

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления провел научно-практическое совещание "О внедрении элементов административной реформы на муниципальном уровне управления". Совещание, отметил председатель комитета Леонид Рокецкий, предшествует полномасштабному "круглому столу" на эту тему, который планируется провести позже. А необходимость предварительно выслушать мнения ведущих специалистов объясняется сложностью и важностью обсуждаемого вопроса.
К сожалению, проводимое с 1993 года реформирование местного самоуправления и системы администрирования для улучшения управляемости на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - желаемого результата пока не принесло. Больше того, в последнее время многие, кто должен проводить административную реформу, стали, по словам главы комитета, более осторожно относиться к ней, а реформа Правительства свелась лишь к изменению его структуры. При этом до сих пор сохраняется непонимание сути и задач местного самоуправления. Между тем, считает Леонид Рокецкий, административная реформа именно на муниципальном уровне может потянуть за собой реформу и на других уровнях власти.
Например, положительный опыт административных преобразований в последние годы накоплен в Ростовской области. Здесь выявили избыточные и дублирующие функции областных органов исполнительной власти, что позволяет решить проблему их унификации, оптимизировали структуру и штатную численность органов местного самоуправления. В рамках реализации административной реформы на муниципальном уровне в городе Шахты разработан и внедрен порядок ускоренного прохождения документов по принципу "Зеленый коридор".
И реальное движение снизу становится все более ощутимым. А что же наверху? Выступивший с докладом о ходе реализации административной реформы в РФ начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Максим Паршин привел красноречивые цифры. По данным опроса, более 71 процента респондентов отрицательно оценивают деятельность государственных служащих и только 14 процентов удовлетворены качеством государственных услуг. Более 8,5 процента выручки малых предприятий уходит "на преодоление административных барьеров" , что поставило нашу страну по коррумпированности в один ряд со слаборазвитыми странами третьего мира. А по эффективности государственного управления, как показали международные исследования, из 209 стран мы находимся в последней трети рейтингового списка. При такой удручающей картине в жизни на бумаге все выглядит оптимистично. Взять Концепцию административной реформы в РФ в 2006-2008 годах, одобренную распоряжением Правительства 25 октября прошлого года. И цели в ней замечательные (повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства в экономическую деятельность, повышение эффективности госуправления), и основные задачи (внедрение и использование принципов и процедур управления по результатам, внедрение стандартов госуслуг, введение механизмов противодействия коррупции, повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества и т. д. ) не вызывают сомнений. Да вот только в жизни у нас пока все по-другому.
Так, Максим Паршин привел в качестве примера один из стандартов обслуживания - при выдаче и замене гражданам РФ паспорта устанавливается время ожидания в очереди - 20-30 минут, приема документов - 10-15 минут. При этом должны быть обеспечены комфорт помещения (туалет, кондиционер и пр. ), предоставление справок по телефону, электронной почте и т. п. Пока это все из области фантастики. А реальность такова, привели примеры другие участники совещания, что порой для осуществления рядовой бумажной процедуры человеку надо лететь (разумеется, за свой счет) из одного конца страны в другой, томиться в многодневных очередях. Не дожидаясь реализации концепции, говорили на совещании, можно было бы, к примеру, для уменьшения очередей при оформлении той же пенсии повсеместно внедрить простую вещь - сажать в конторах своего рода диспетчеров, которые бы направляли человека точно в соответствующий кабинет, проверяли бы правильность и полноту предоставленных им для решения своего вопроса документов. А сейчас клиент очень часто, чтобы дойти до цели, вынужден тыкаться как слепой котенок то в один, то в другой кабинет, уходя порой из учреждения несолоно хлебавши.
Но даже внедрение стандартов и регламентов, являющихся одним из важнейших компонентов административной реформы, может наткнуться на серьезный барьер. По мнению заведующего отделом Института системного анализа РАН Владимира Лексина, эти федеральные стандарты и регламенты могут быть зеркально отражены на региональном уровне, а вот на уровне местного самоуправления - нет, поскольку муниципалитеты имеют свои особенности и различия. Так что стричь их под одну гребенку с вышестоящими уровнями власти да и между собой невозможно.
Особое значение муниципалитетов в ходе административной реформы отметил и первый проректор Государственного университета - Высшей школы экономики Лев Якобсон. Он поддержал Леонида Рокецкого в том, что муниципалитеты должны идти не в хвосте, а во главе процесса. Кроме всего прочего это будет давлением снизу на федеральную и региональные власти, заставляя их более энергично осуществлять реформу.
Солидарен с коллегами в оценке роли муниципалитетов и директор Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития Сергей Мирошников. Он считает, что в отличие от федеральных и региональных органов управления, в которых чиновник является всего лишь винтиком, на уровне местного самоуправления открываются широкие возможности, особую роль играет также общественность, которая коллективным участием в делах своей территории может реально решать многие жизненно важные вопросы. Тем самым достигается конечная цель реформы - улучшение жизни людей.
За то, что реформаторам федерального уровня давно бы пора спуститься на землю, особенно ратовал директор Института муниципального управления Юрий Кириллов. По его словам, концепцию административной реформы правительственные чиновники разработали для того, чтобы показать эффективность своей работы. Но, если провести мониторинг, он бы показал, что реально ничего не сделано.
Так это или не так - судить не беремся, но примеров того, что пока административная реформа очень часто буксует даже на ровном месте, более чем достаточно. Так, первый заместитель председателя Департамента планирования администрации Пермской области Максим Решетников призвал федеральных законодателей принять меры для срочной поддержки проведения на местах земельной реформы. А руководитель Центра информационно-методической работы и подготовки кадров администрации Ростовской области Василий Рудой, поддерживая коллегу из региона, сообщил об обыденном явлении, когда на оформление земли приходится затрачивать не менее года. С большими мытарствами приходится сталкиваться и во многих других ситуациях. Например, при оформлении рядовыми гражданами в собственность уже построенного за их личные средства жилья.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что благие цели административной реформы на муниципальном уровне управления пока еще далеки от достижения. Приблизить их и постарались участники разговора. Итогом последующего за совещанием "круглого стола" на эту же тему станет принятие документов, в которых будут представлены выработанные коллективно рекомендации.