• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ГОСУДАРСТВО-ЭТО ОНИ! Главными бенефициарами высоких цен на нефть стали российские чиновники

BusinessWeek Россия. 2006. № 031. 28 августа

Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков: "При отсутствии системы противодействия злоупотреблениям увеличение численности чиновников неизбежно будет способствовать росту коррупции".

Объявив беспощадную войну коррупции, российские власти стремительно наращивают численность и финансирование госаппарата. К присвоенному нашей стране статусу энергетической сверхдержавы теперь можно добавить не менее заслуженный статус сверхдержавы бюрократической. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), в мае 2006 года занятость в госсекторе по сравнению с прошлым годом возросла на 13, 8 %. В РФ сегодня насчитывается 1, 5 млн. государственных управленцев. Для сравнения: в секторе добычи полезных ископаемых, которая главным образом и обеспечивает существование отечественной бюрократии, трудятся чуть более миллиона человек. С учетом занятых в сфере военной безопасности число слуг государевых превышает 3, 5 млн. человек. То есть каждый сороковой - а если считать экономически активное население, то каждый двадцатый россиянин - осуществляет функции контроля, надзора, запрещения и непущания в отношении своих сограждан.
Еще более внушительными темпами растет финансирование госаппарата. По сравнению с 2000 годом расходы на государственное управление в номинальном выражении выросли в 11 раз, в то время как траты на социальные нужды увеличились в три раза. В проекте бюджета-2007 расходы по статье "Общие государственные вопросы" возрастают на 50 %, до 821 млрд. рублей, тогда как расходы на здравоохранение увеличиваются на 25 %, а на образование правительство планирует потратить 278 млрд. рублей, то есть в три раза меньше, чем на нужды госуправленцев.
Эксперты объясняют рост численности и финансовых запросов чиновничества изменившимися представлениями о роли государства в экономике и общим ослаблением бюджетной политики в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

АРМИЯ БЮРОКРАТОВ стала расти особенно заметно начиная с 2004 года, после того, как правительство дало старт административной реформе, предполагавшей сокращение избыточных функций государства. "Реформа выродилась в свою противоположность, - говорит Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. - Государство планировало передать часть своих функций, например, саморегулируемым организациям. Но этого не произошло, поскольку не была выполнена ключевая задача - определение границ государства, его философии, места в экономике и обществе. В итоге государство так и не осознало, чем оно должно быть, а поэтому старается присутствовать везде и инстинктивно расширяется". Президент фонда "Центр стратегических разработок" Михаил Дмитриев констатирует, что административная реформа оказалась направленной на решение крайне узкого диапазона задач: точечное упразднение избыточных функций министерств и разработку стандартов качества госуслуг. При этом не затрагиваются вопросы борьбы с коррупцией, повышения транспарентности органов госвласти и эффективности их расходов. "Остается неясным возможный результат такой не комплексной реформы при существующем уровне деградации системы госуправления" , - отмечает Дмитриев.
Причиной вырождения административной реформы стала смена политического вектора. Когда разрабатывалась ее концепция (конец 2003 - начало 2004 года), власти еще придерживались курса на формирование рыночной экономики и ставили перед собой задачу создать госаппарат, отвечающий ее нуждам, компактный и эффективный. Вскоре представления руководства страны об экономической политике и политике в целом изменились. В управлении экономикой четко обозначился переход к модели государственного капитализма. Соответственно изменились требования к госаппарату. Политика активного вмешательства в экономическую жизнь, множащиеся ограничения и механизмы контроля над предпринимательским сообществом потребовали новых кадров и финансирования.

НОВОЕ самоощущение государства в сочетании с бурным ростом доходов от сырьевого экспорта привело к существенному ослаблению бюджетной политики. По оценкам экономистов, непроцентные расходы в значительной степени увеличиваются за счет финансирования госаппарата. "При формировании бюджетов 2002-2003 годов министр финансов Алексей Кудрин бился как лев зато, чтобы не создавалось ни одного липшего чиновничьего места. Каждую тысячу рублей он отдавал с боем. Но с 2004 года, после административной реформы, его стали "передавливать" , тогда и начался и стремительный рост штатов и бюджетов госорганов" , - вспоминает Евгений Гонтмахер. Сегодня, по его словам, на "каждый чих" создается федеральное агентство. А агентство - не десять человек: это заместители, их секретарши, кабинеты, машины. В итоге мы получаем еще 100-200 чиновников и десятки миллионов дополнительных расходов.
"Административных и экономических стимулов к повышению эффективности управления кадровыми и финансовыми ресурсами в системе госуправления так и не появилось, - говорит Михаил Дмитриев. - Идея бюджетирования по результатам остается на бумаге. Реформа оплаты труда чиновников проведена таким образом, что она лишь усилила стимулы к раздуванию штатной численности, поскольку именно за штатной численностью следуют деньги, а за деньгами - усиление влияние ведомства".
Подобная система стимулов "удачно" накладывается на менталитет высшего чиновничества. По словам Евгения Гонтмахера, большинство современных руководителей - чиновники вчерашнего дня, для которых влияние и аппаратный вес измеряются числом подчиненных и размерами смет. Если тебе сократили штат и урезали расходы - значит, ты проиграл в аппаратной борьбе. Поэтому ни один министр не выгонит по своей воле пару сотен работников, даже если они ничего не делают и проедают казенные деньги. "Денег в бюджете хватает!" - подбодрил недавно своих подчиненных премьер Михаил Фрадков.

АНАЛИТИКИ ИК "Тройка Диалог" выявили интересный факт: между уровнем мировых цен на нефть и размерами российского госаппарата наблюдается почти линейная зависимость (см. график). Может, именно поэтому наша экономика больше не реагирует на рост нефтяных цен? Все проедают бюрократы!
Министр финансов Алексей Кудрин недавно приводил такие цифры: в 2000 году прирост цены на нефть на $1 за баррель привел к увеличению ВВП на 0, 2 %, а в 2005-м - всего лишь на 0, 06 %. За этот период число госуправленцев возросло в 1, 3 раза, а расходы бюджета на их содержание повысились с 0, 3 % до 1, 1 % ВВП.
Отношение к этим цифрам у экспертов разное. Михаил Дмитриев не считает наш госаппарат раздутым. Принятые в РФ объемы финансирования госорганов на порядок ниже стандартов Европы, а российский показатель - один чиновник на 100 человек - далеко не самый значительный. Во Франции на каждые 100 граждан приходится 7 чиновников, в Японии - 3, 3, а в Норвегии - 2, 4. В то же время главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков называет сравнение госаппаратов РФ и западных стран некорректным. Если в отношении Европы, где присутствует разделение властей, а функции государства ограничены, тезис о зависимости между численностью госаппарата и уровнем коррупции может показаться спорным, то для России это аксиома. "При отсутствии системы противодействия злоупотреблениям увеличение численности чиновников неизбежно будет способствовать росту коррупции" , - уверен Гавриленков. И соответственно, ухудшению условий для предпринимательской деятельности и дополнительному выкачиванию денег из экономики через взятки и поборы, размеры которых, по данным исследований, увеличились за последние годы на порядок, несмотря на то, что темпы роста зарплат в госсекторе в два раза превышают средний показатель по стране