• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В поисках конкурентоспособности

Деловая неделя. 2006. № 18. 26 сентября

...Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин считает, что за последний год ряд проблем, которые сдерживали развитие конкуренции, отчасти удалось решить. "В затяжном диалоге с федеральным правительством нам во многом удалось нормализовать отношения в сфере налогового администрирования", - утверждает президент РСПП. По его словам, принятые в июле 2006 г. поправки к первой части Налогового кодекса делают более прозрачными и предсказуемыми отношения между налогоплательщиком и налоговыми органами...

Сегодня лишь очень немногие отечественные предприятия способны создавать конкурентоспособную продукцию, востребованную на внутреннем и внешнем рынках. Почему, имея высокий потенциал, российская промышленность демонстрирует скромный КПД? Что мешает нашим предпринимателям завоевывать рыночные ниши внутри страны и за рубежом? Как должны вести себя федеральные и местные власти, чтобы помочь или хотя бы не мешать развитию бизнеса?
На эти вопросы искали ответы участники круглого стола "Взаимодействие бизнеса и власти в регионах. Повышение конкурентоспособности промпредприятий", прошедшего в рамках XI Международного форума "Россия Единая". Проблема конкурентоспособности российской промышленности уже в течение многих лет - с момента появления в стране рыночных отношений - является излюбленной темой для дискуссий. И каждый раз в процессе бурных обсуждений сторонам удается установить, что развитие конкурентоспособности сдерживают несколько основных факторов: коррупция, несовершенство законодательства (в первую очередь налогового), сложные взаимоотношения промышленников с естественными монополистами. Существует еще один сдерживающий фактор, но уже со стороны бизнеса - предпринимательская пассивность и ожидание больших льгот от государства. Правда, ситуация в стране и мире меняется, а потому вышеназванные негативные факторы со временем эволюционируют.

Между первым и вторым...
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин считает, что за последний год ряд проблем, которые сдерживали развитие конкуренции, отчасти удалось решить. "В затяжном диалоге с федеральным правительством нам во многом удалось нормализовать отношения в сфере налогового администрирования", - утверждает президент РСПП. По его словам, принятые в июле 2006 г. поправки к первой части Налогового кодекса делают более прозрачными и предсказуемыми отношения между налогоплательщиком и налоговыми органами.
Крупным успехом г-н Шохин считает "выстраданную", сложившуюся к настоящему времени технологию взаимодействия делового сообщества и Кремля при принятии новых нормативных актов, так или иначе касающихся развития бизнеса и конкуренции. "Уже наработана практика, что между первым и вторым чтением того пли иного закона, формирующего условия для работы бизнеса, ведется дискуссия между представителями деловых кругов и власти, - поясняет Александр Шохин. - При этом правительство, отдельные министерства и ведомства не торопятся продвигать свою первоначальную идеологию через Госдуму, а ведут диалог, в котором вырабатывается компромисс. Значит, власть понимает, что без учета мнения бизнеса трудно решать те задачи, которые стоят перед Россией - повышение конкурентоспособности и ускорение экономического роста на базе инновационного развития".
В то же время, как отмечает президент РСПП, поведение бизнеса в последнее время также изменилось: теперь обычно на "высоком уровне" лоббируются не интересы отдельных компаний или промышленных групп, а, как правило, ведется речь о создании универсальных, предсказуемых и прозрачных правил игры, которые государство провозглашает через закон и правоприменительную практику.

Законодательное неравенство
Однако в нашей стране написать хороший закон не так сложно, как добиться его исполнения и вирного толкования. "Государство обязано добиваться равного исполнения законов, и очень большая роль в этом отводится деятельности судебной системы", - говорит Александр Шохин. Существуют разнообразные технологии толкования законов - в арбитражных судах, на разных уровнях власти. Поэтому, как отмечают эксперты, даже наличие правильного закона не является гарантией его соблюдения. Вспомнив известное высказывание о жесткости российских законов и их повсеместном неисполнении, Александр Шохин подчеркнул, что сейчас у нас либеральность законодательства компенсируется его избирательным применением чиновниками исполнительной, в том числе местной власти, а также всей судебной системой.

Эволюция коррупции
Серьезной проблемой в отношениях бизнеса и власти остается коррупция. Аналитики не рискуют давать количественные оценки этому явлению по сравнению с прошлым десятилетием, однако уверенно говорят о качественных изменениях. "Если коррупция в 90-е годы выражалась в том, что конкретные компании, в том числе крупный бизнес, побуждали государство действовать в интересах тех или иных хозяйствующих субъектов, то в последнее время речь все чаще идет о захвате бизнеса государством, - говорит Александр Шохин. - Сегодня чиновники уже не ждут, когда им принесут конверты за принятие того или иного решения, они сами решают, какие ВИДЫ бизнеса поддерживать и какие формы регулирования применить для поддержки "своих" компаний". Чтобы победить дурную "болезнь", государство должно, по мнению президента РСПП, сделать механизмы регулирования, контроля и надзора универсальными и прозрачными.

Землю - промышленникам
По мнению промышленников, "теплые" отношения бизнеса и власти должны находить отражение не столько в стратегических документах, сколько в принятии компромиссных решений по спорным вопросам. Сегодня остро стоит вопрос о выкупе земли, находящейся в госсобственности, под приватизированными промышленными предприятиями, "Президент РФ еще в феврале сказал, что правительство в решении земельного вопроса должно пойти по либеральному пути, - рассказывает Александр Шохин. - Речь идет о том, чтобы ставка для выкупа земли, точнее, для переоформления прав на участки под приватизированными промышленными предприятиями, была минимальной - 2,5% от кадастровой оценки земли. Кроме того, промпредприятия должны получить возможность рассрочки платежа за землю. Власти не должны торговать правом изменения статуса земли". Как отмечает президент РСПП, чиновники не в восторге от того, что переоформление прав на землю пойдет по льготной схеме, и в ряде субъектов РФ придумываются различные схемы компенсации выпадающих земельных доходов.

Каждой отрасли - свой подход
Впрочем, для Кремля земельный вопрос - лишь частность на фоне такой глобальной задачи, как выработка общей промышленном политики государства. "Оппоненты утверждают, что основная роль государства - сконцентрироваться на внешней политике и не мешать естественным процессам, происходящим внутри экономики, - говорит заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус. - Мы возражаем. Мне кажется, что превалировавший и 90-е годы тезис, что промышленная политика - это ее отсутствие, в корне неверен. Без участия государства II решении ключевых задач, без выработки инновационных и инвестиционных мер мы не сможем говорить о конкурентоспособности, причем не только на внешнем, по и па внутреннем рынке".
Сейчас, по словам г-на Ре-уса, в общих чертах определены стратегии развития различных отраслей промышленности, продуманы механизмы поддержки научно-производственных направлений. Кремлевские эксперты осознают: универсального рецепта повышения конкурентоспособности не существует, поскольку каждая отрасль имеет свою специфику и требует особого подхода в рамках общей стратегии.
Так, в сфере авиапрома планируется создание Объединенной авиастроительной корпорации. В правительстве страны уверены, что такое слияние позволит повысить конкурентоспособность России на мировых рынках и обеспечить создание новых моделей самолетов. А вот В судостроении меры, разработанные для развития авиапрома, неприемлемы в силу специфики судостроительной отрасли. "Сейчас многие стали обсуждать возможность слияния предприятий судостроения, насмотревшись на авиапром, однако это ничего не даст, кроме проблем", - заметил замминистра.При разработке отраслевых стратегий главное, по мнению экспертов, избежать крайностей. "Можно зарегламентировать все до предела и начать вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, а этого нельзя допустить, - сказал г-н Реус. - Государство не должно переходить границы и залезать в систему управления предприятиями".

Путь вперед и путь в тупик
Сегодня не только Кремль, но и многие субъекты РФ работают над созданием стратегий социально-экономического развития, разрабатывая среднесрочные и краткосрочные программы для отдельных отраслей и всего регионального промышленного комплекса в целом. "Важно создать комфортные условия для тех, кто занимается производством, это будет двигать экономику области вперед, - заявил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. - Сегодня работать на ограниченный рынок в рамках области или в рамках страны - дело неперспективное. Вместе с промышленниками и предпринимателями мы разработали планы развития отраслей на 2007-2010 гг. Нам необходимо модернизировать имеющийся промышленно-экономический потенциал региона, создать новые производственные мощности по выпуску конкурентоспособной продукции".
По словам г-на Шанцева, для того чтобы обеспечить инновационную направленность российской экономики, не стоит создавать льготное налоговое поле в масштабах страны или отдельных территорий, как это предлагает Минэкономразвития, а следует просто сформировать нормальные условия для тех, кто занимается инновационной деятельностью. "Думаю, что инновационная продукция займет свою нишу в любом экономическом пространстве, - говорит Валерий Шанцев, - поэтому надо создавать благоприятные условия работы для тех, кто выпускает передовую продукцию с высокими потребительскими свойствами и достойным уровнем качества". По его мнению, для предприятий, которые создают устаревший товар, условия существований должны быть тяжелее, например, сильнее налоговая нагрузка. Возможно, это побудит бизнес встать на инновационный путь развития. "Любые свободные экономические зоны с налоговыми льготами у нас приводят к тому, что устаревшая продукция будет оформляться как инновационная и, имея меньшую цену при выходе на рынок, сможет "побеждать" действительно инновационную. Это путь в тупик", - рассуждает нижегородский губернатор.

О "священной корове" и колбасе
Добиться конкурентоспособности промышленности нижегородские власти, по словам г-на Шанцева, намерены с помощью создания в регионе благоприятного инвестиционного климата "Инвестор для нас - это "священная корона", которая кормит, поит и одевает пашу область, и относиться к нему надо уважительно, - заявил г-н Шанцев. - Установление открытых инвестиционных отношений - это главный вопрос, которым мы занимаемся".
В качестве основных достижений и этой сфере губернатор назвал создание системы "одного окна" для инвестора, которая позволяет предпринимателю, задумавшему реализовать значимый для региона проект, без труда преодолеть административные барьеры. За прошедшие полгода было рассмотрено более 600 инвестиционных проектов. "Работа продвигается с трудом", - признался Валерий Шанцев. По его словам, многие представители контрольно-надзорных органов, выдающих разрешительную документацию, продолжают недоумевать по поводу того, что им не удается увидеть инвестора- мол при личной встрече можно быстрее обо все договориться. "Все знают, чем обычно заканчиваются подобные встречи: инвестору говорят: "так нельзя", в ответ он достает кошелек, и ситуация разрешается", - утверждает г-н Шанцев.
К тому же "личное общение" инвесторов и чиновников порой приводит к парадоксальным ситуациям. "Ко мне недавно пришел руководитель, получивший в наследство серьезную структуру, и просил помочь, - рассказывает нижегородский губернатор. - Оказывается, его предшественник два года назад построил 11 Нижнем Новгороде 144-квартирпый жилой дом, но до сих нор его невозможно сдать и заселить. Оказалось, у инвестора не было ни одного правоустанавливающего документа - ни договора землепользования, ни разрешения на строительство, он лично ходил по нужным кабинетам и "убеждал", что ему необходимо возвести дом. В итоге здание пустует"...
В ближайших планах властей Нижегородской области - попытка кардинально изменить сложившуюся модель отношений между энергетиками и бизнес-структурами. Конечно, в энергодефицитном регионе это будет непросто. "Наша забота - снизить аппетиты энергетиков, - заявил Валерий Шанцев. - К сожалению, монополизация этой отрасли привела к тому, что энергообеспечивающие организации буквально "выламывают руки" инвесторам и властям. Мы решили с этим бороться. Идеология такая - инвестор не должен иметь никаких обременении по энергообеспечению". Если для реализации инвестпроекта есть необходимость подключить объект к энергоснабжению, то, но мнению г-на Шанцева, это должно осуществляться либо силами самих энергетиков, либо за счет муниципального, областного и федерального бюджетов в зависимости от статуса проекта.
В настоящее время инвестор для подключения объекта к энергоснабжению должен взять на себя "непрофильные расходы", которые возлагают на него энергетики, и порой даже заплатить за то, что не имеет к его проекту никакого отношения. "Как-то я беседовал с представителем энергоснабжающей организации,- вспоминает г-н Шанцев, - и попросил его представить следующую ситуацию: он пришел в магазин и желает купить колбасу, а ему отвечают, что продукт хранится в холодильнике, принадлежащем продавцу, и потому необходимо дополнительно оплатить часть стоимости этого холодильника. Собеседник говорит мне: "Вы как-то странно ставите вопрос". А я ему: "Мы вам будем платить за каждый кВт-час по тарифам, которые устанавливает государство, а вы собираетесь эту электроэнергию поставлять по сетям, которые мы же должны построить за свои деньги и отдать вам даром, и только после этого получить энергоснабжение". К сожалению, как отмечает нижегородский губернатор, в этой сфере существует очень невнятное постановление правительства, в котором фигурирует словосочетание "плата за присоединение". В документе есть ссылка на то, что если энергообеспечивающая организация ничего не делает для присоединения объекта к сетям, то платить за подключение не надо. "Но существует масса способов доказать, что какая-то работа по подключению была проведена, - констатирует г-н Шанцев, - Эти сложности сдерживают инвестиционное развитие Нижегородского региона и других субъектов РФ".

Мирный атом вместо кастрюль
Впрочем, нельзя забывать, что развитие конкурентоспособности - процесс двусторонний, который зависит не только от позиции властей, но также и от активности бизнеса. Порой промышленники ожидают каких-то преференций для своих предприятий, надеясь на помощь государства, и не используют собственных резервов для развития. Для многих становится проблемой выбрать верное направление деятельности.
Первый заместитель директора, главный конструктор ФГУП ОКБМ им. Африкантова Виталий Петрунин рассказал о том, как реализуется проект по созданию атомной станции малой мощности. Подобные станции могут решить проблемы энергоснабжения территорий и объектов, для которых другие источники энергии слишком дороги или недоступны. Резкое снижение гоеоборонзаказа, произошедшее более 10 лет назад, поставило перед руководством ОКБМ вопрос, чем занять высококвалифицированный персонал, которым накоплен колоссальный опыт в области военных технологий. ОКБМ решило идти не путем "кастрюльной" конверсии, а стало искать применение высокотехнологичной продукции в различных областях. Для того чтобы ответить на вопрос, где могут быть востребованы наработки конструкторского бюро, было проведено маркетинговое исследование. И, по словам г-на Петрунина, его результаты просто ошеломили: рынок малой и средней энергетики оказался непаханым нолем, а основными потребителями этого направления в России могут стать северные регионы. На северный завоз (обеспечение ГСМ) тратится более 500 млрд руб. в год - 20% бюджета этих территорий. Плавучие атомные станции могли бы помочь северным регионам решить проблему обеспечения энергией. Кроме того, по словам г-на Петрунина, проработан ряд коммерческих предложений для "Газпрома". В частности для одного из месторождений, где с 2015 г. предполагается добывать 22 млрд кубометров газа, требуется 600 МВт электричества. Экономический эффект от внедрения там плавучих атомных станций за 30 лет (время разработки месторождения) составит порядка $15 млрд.
"После того, как мы убедились, что наша продукция будет востребована, мы разработали за счет собственных средств проекты и вышли во властные структуры с предложением их поддержать, - рассказывает г-н Петрунин. - Мы получили поддержку Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и областного правительства. Были написаны письма губернаторам северных областей, отправлено обращение в федеральное правительство. В итоге первая головная плавучая атомная станция заложена в Северодвинске". ОКБМ будет поставлять комплект оборудования для двух реакторных установок этой АЭС. Кроме того, летом 2006 г. был подписан меморандум с Казахстаном по созданию совместного предприятия по разработке и реализации проекта по созданию там АЭС.
По мнению Виталия Петрунина, в России необходимо как можно скорее принять закон о государственно-частном партнерстве, поскольку частный бизнес пока опасается вкладывать деньга в наукоемкие проекты. Между тем принятие такого закона может активизировать пока еще зарождающиеся в "недрах" российской экономики инновационные процессы.