Бюрократический переток Несмотря на административную реформу армия чиновников не убывает
..."Они перетекли в другие управленческие структуры - муниципальные, региональные, - но не в реальный сектор экономики", - считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. При этом он сослался на данные Росстата, согласно которым, несмотря на административную реформу, численность людей, занятых в системе госуправления и обеспечения безопасности государства в 2005 году, выросла на 11%. И примерно такой же рост, уверен экономист, нам следует ожидать по итогам 2006 года...
Открывая заседание комиссии по административной реформе, руководитель аппарата правительства, министр РФ Сергей Нарышкин проинформировал о достигнутых результатах. По его словам, с марта 2004 года, со времени официального старта административной реформы, предельная численность чиновников в центральных и территориальных федеральных органах сократилась на 235 тыс. человек. На 4 тыс. уменьшилось число государственных учреждений и на 1,2 тыс. - ФГУПов. Два года назад в госсобственности находилось около 26 тыс. учреждений и предприятий. Сергей Нарышкин констатировал: благодаря этому достигнута существенная экономия госрасходов.
Эксперты, правда, не склонны доверять приводимым правительством цифрам. "Я не думаю, что эти 235 тыс. сокращенных чиновников куда-то пропали, - отметил директор института экономики РАН Руслан Гринберг. - Как раз сегодня на заседании президиума РАН об этом шел разговор. Картина такая - после распада СССР население нашей страны сократилось, а чиновников стало больше чуть ли не в два раза". "Они перетекли в другие управленческие структуры - муниципальные, региональные, - но не в реальный сектор экономики", - считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. При этом он сослался на данные Росстата, согласно которым, несмотря на административную реформу, численность людей, занятых в системе госуправления и обеспечения безопасности государства в 2005 году, выросла на 11%. И примерно такой же рост, уверен экономист, нам следует ожидать по итогам 2006 года. Однако у Сергея Нарышкина другие данные. На вопрос РБК daily, как трудоустраиваются оставшиеся без работы чиновники, он ответил: уходят в бизнес, предпринимательство.
Еще один показатель эффективности работы комиссии по административной реформе - разработка 170 административных регламентов, прописывающих взаимоотношения между гражданами или горлицами и госучреждениями в 2006 году. 21 из них утвержден органами государственной власти, 13 зарегистрированы Министерством юстиции. И хотя на ближайший год предстоит принять почти в два раза больше административных регламентов - около 330, г-н Нарышкин уверен, что задача будет выполнена, поскольку есть практический опыт и компетентные специалисты, способные внести свой вклад в дальнейшее упрощение системы государственных услуг населению посредством оптимизации бюрократических процедур и внедрения информационных технологий. В числе главных приоритетов руководитель аппарата правительства назвал разработку административного регламента, касающегося оплаты услуг госорганов. Отвечая на вопрос РБК daily, Сергей Нарышкин признал, что сегодня это превратилось в большую проблему: "Выявлены факты, когда размеры оплаты за предоставленные госорганами услуги растут быстрыми темпами и по непонятным законам". В качестве противоядия правительственная комиссия предлагает разработать документ, который бы четко регламентировал порядок и величину оплаты этих услуг. Разрабатываемый документ предполагает взимание платы за услуги в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, в виде пошлин. Это потребует внесения поправок в НК и в некоторые другие нормативные правовые документы. Причем размер пошлины на определенные виды услуг будет унифицирован для всех органов власти. Все это станет эффективной мерой в борьбе с коррупцией. "Это правильное и своевременное решение, которое может поставить заслон бюрократическому произволу", - уверен Руслан Гринберг.
Гавриленков Евгений Евгеньевич