• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вертикаль надзирателей У Михаила Фрадкова своя административная реформа

Газета. 2007. № 44. 13 марта

...Еще в апреле 2004 года тогдашний вице-президент РСПП Александр Шохин (теперь он президент РСПП) говорил, что реформа проваливается, во-первых, потому что надзор за исполнением нормативных документов подчинен министерствам, где эти документы и пишутся. Во-вторых, ряд самих агентств совмещает несовместимое...

"Гений и злодейство -- две вещи несовместные" -- это Александр Сергеевич Пушкин. Совмещение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия с Федеральной службой по надзору в сфере связи -- это Владимир Владимирович Путин. Указ о слиянии двух названных служб в одну Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия президент подписал вчера. В новом административном кентавре главное, однако, не то, кто гений, а кто злодей. Ключ -- надзор.

Настоящий автор вчерашнего президентского указа - Михаил Фрадков. Как подтвердили "Газете" в Белом доме, президентский указ готовился "людьми премьера". В нем говорится, что руководство объединенной службой "осуществляет правительство". В переводе с чиновничьего на русский это практически всегда означает, что шефом-куратором становится премьер.
Михаил Фрадков оказался наследником Дмитрия Козака - премьер стал продолжателем дела административной реформы. О том, что едва ли не самая важная для Кремля реформа (см. также стр. 12) буксует, потому что нарушаются те принципы, ради реализации которых она и затевалась, говорили давно.
Еще в апреле 2004 года тогдашний вице-президент РСПП Александр Шохин (теперь он президент РСПП) говорил, что реформа проваливается, во-первых, потому что надзор за исполнением нормативных документов подчинен министерствам, где эти документы и пишутся. Во-вторых, ряд самих агентств совмещает несовместимое. Например, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которую до своего недавнего увольнения возглавлял Рамил Хабриев, выдавала (и сейчас выдает) лицензии на производство и ввоз лекарственных препаратов, одновременно контролируя соблюдение лицензий. То есть служба сама себя контролирует, что, естественно, питает коррупцию.
Тогда, в апреле 2004 года, Фрадков публично об административной реформе не говорил. Но, как подтверждают источники "Газеты", идея вывода надзорных служб из-под ведения министерств его вдохновила. И дело не в принципах административной реформы, а в той очевидной истине, что надзор - это и есть контроль. И премьер принял меры. Если сразу после реформы правительства в марте 2004 года непосредственно ему были подчинены Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная антимонопольная служба, то к февралю 2007 года в подчинении премьера оказалось еще восемь агентств и служб. Из "безнадзорных" - Росстат, из надзорных - совмещенная из двух служб, находившихся в ведении Минпромэнерго, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В феврале Владимир Путин предложил повременить с реализацией очередного предложения Фрадкова - о подчинении ему Федеральной службы по оборонному заказу. Тогда президент опередил премьера, назначив Сергея Иванова первым вице-премьером, так что теперь он и претендует на контроль за службой гособоронзаказа.
Зато вчера президент сквитался с премьером, продолжив его линию реформы правительства. Возникает вопрос: почему строительство премьерской надзорной вертикали возобновлено с объединения служб по надзору в сферах связи с одной стороны и массовых коммуникаций и охраны культурного наследия - с другой?
В объединяемых службах на этот вопрос ответить не смогли - вероятно, были ошеломлены случившимся симбиозом. Евгений Стрельчик, говорящая голова Росохранкультуры, посоветовал одно: "Внимательно читайте указ президента - там все сказано".
Впрочем, главное действующее лицо вчерашнего указа президента - не службы, а сам премьер. Раз президент с его подачи реформирует структуру и сложившееся соподчинение федеральных органов исполнительной власти, значит Михаил Фрадков на коне. Том самом, административном. Остается напомнить, что до выборов президента осталось меньше года (они назначены на 2 марта), а премьер, которому позволено наращивать мускулы административной власти на финишной прямой, ведущей к выборам, может претендовать даже на участие в президентской гонке.