• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В коррупции есть моральный аспект, а есть и экономический»

КоммерсантЪ. 2009. № 69. 17 апреля

Член комиссии при президенте по вопросам реформирования и развития госслужбы, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: «В коррупции есть моральный аспект, а есть и экономический. Поэтому вопросы борьбы с коррупцией могут решаться и созданием стимулов для чиновника работать на своего основного нанимателя», 

Глава администрации президента Сергей Нарышкин провел первое заседание комиссии при президенте по вопросам реформирования и развития госслужбы. Была создана экспертная группа, которая доработает нормативную базу по совершенствованию госслужбы, в том числе и по части антикоррупционных норм.

Вчера Сергей Нарышкин пояснил, что президентская комиссия по вопросам реформирования и развития госслужбы должна рассмотреть мероприятия новой федеральной целевой программы (ФЦП) развития госслужбы на 2009–2013 годы. Она, по словам господина Нарышкина, «призвана создать единую систему госслужбы как важный механизм эффективного госуправления». По его словам, «в программу включены положения, учитывающие национальный план о противодействии коррупции».

Напомним, что новая ФЦП была утверждена указом президента от 10 марта. В рамках прежней программы, которая действовала с 2003 года, были приняты законы о системе госслужбы, о государственной гражданской службе и более 30 нормативных актов в их развитие. Все эти документы, а также принятый в декабре закон «О противодействии коррупции» ужесточили антикоррупционные требования к чиновникам. Так, были введены четкие требования по конкурсному замещению должностей, ограничения на переход в коммерческие структуры с госслужбы, обязанность чиновников информировать работодателя о наличии конфликта интересов. Новая программа призвана конкретизировать введенные новации. Например, должно быть разработано методологическое обеспечение для комиссий по урегулированию конфликта интересов, механизм принятия мер по предотвращению этих конфликтов, в том числе после ухода госслужащего с госслужбы. О нехватке этого механизма на одном из недавних совещаний упоминал Дмитрий Медведев. Не хватает и процедуры проведения служебных расследований «коррупционных проявлений» со стороны чиновников.

Однако ФЦП предусматривает улучшение не только формы кнута, но и рецепта пряника для чиновников. Член комиссии, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов пояснил вчера «Ъ», что в борьбе с коррупцией «эффективный контракт» — это одна из основных антикоррупционных мер. «В коррупции есть моральный аспект, а есть и экономический. Отсутствие квартиры у чиновника подталкивает его к коррупционным отношениям. Поэтому вопросы борьбы с коррупцией могут решаться и созданием стимулов для чиновника работать на своего основного нанимателя», — пояснил он. По его словам, вчера на заседании комиссии была создана экспертная группа, которая будет формировать нормативную базу. На работу экспертов выделено около 700 млн руб. на четыре года.

Однако «эффективный контракт» может не получиться, если не будет учтен ряд условий. Директор департамента административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков пояснил «Ъ»: «Контракт будет эффективным только в том случае, если будет установлена конкретная зависимость денежного содержания, карьеры, пенсионного и другого жизненного обеспечения от реальных результатов работы, включая жалобы со стороны клиентов государства на работу чиновника». Сейчас, по его словам, расширяются жилищные субсидии, лечебное и санаторное обслуживание чиновников безотносительно к прямым результатам работы. Контракт, по мнению эксперта, также должен прямо предусматривать обязанность работодателя принимать меры по наказанию нарушителей.