• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прозрачность на заказ

Гудок. 19 ноября 2009

Закон "О госзакупках" изначально был призван устранить коррупцию и сделать торги максимально открытыми, однако достигнуть этого не удалось. Поэтому необходимо исправлять уже действующее законодательство, - отмечает первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон.

Министерство экономического развития предлагает естественным монополиям при объявлении тендеров придерживаться норм закона "о государственных закупках". Однако эксперты полагают, что в первую очередь необходимо исправить сам закон.

Сейчас естественные монополии осуществляют закупки на тех же основаниях, что и частные компании, то есть руководствуясь статьями Гражданского кодекса и другими законодательными документами. Закон "О государственных закупках" распространяется только на бюджетополучателей - федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Сами монополии обязаны проводить аукционы только при закупках финансовых услуг.

 МЭР между тем уже несколько лет ведет работу над законопроектом "О размещении заказов государственными корпорациями, субъектами естественных монополий и организациями коммунального хозяйства". Как сообщили "Гудку" в пресс-службе министерства, документ к концу года будет направлен в правительство. Его цель - обеспечение максимальной открытости при проведении тендеров со стороны монополий.

Документ предполагает, что вся информация о закупках будет размещаться на едином сайте, который заработает со следующего года. При этом функции принятия ключевых решений при проведении закупок остаются за советами директоров и наблюдательными советами компаний. Таким образом могут определяться способы размещения заказа, цены и условия контрактов, устанавливаться требования (в том числе квалификационные) к участникам торгов, критерии оценок заявок. Главное условие - вся эта информация должна содержаться в открытом доступе в сети Интернет, а также дублироваться на сайте заказчика. Кроме того, после заключения сделки сведения о ней должны будут заноситься в реестр для сбора информации по закупкам, который будет вести Федеральное казначейство.

"ОАО "РЖД" участвует в разработке этого законопроекта, но, пока этот процесс идет, говорить о положениях, которые в нем предусмотрены, как о свершившемся факте, нельзя.

Возможно, будет определенный пересмотр концепции, - заявила "Гудку" заместитель руководителя Центра конкурсных закупок ОАО "РЖД" Альбина Могилатенко. - Мы законопроект, безусловно, поддерживаем, но со своими уточнениями и рекомендациями". Какие именно рекомендации будет вносить ОАО "РЖД", она не уточнила.

Камнем преткновения между авторами законопроекта и естественными монополиями может быть создание единого сайта по проведению закупок, предполагает начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. Так как он будет моделироваться незаинтересованными структурами, совершать какие-либо манипуляции станет невозможно, считает представитель антимонопольного ведомства. "Кроме того, монопольные компании не хотят открывать полный доступ к информации по совершенным закупкам, аргументируя это тем, что подобная информация является коммерческой тайной", - поясняет Михаил Евраев.

Вместе с тем в ОАО "РЖД" готовятся проводить торги на собственной электронной торгово-закупочной площадке. Сейчас на ней проходят тренировочные мероприятия с персоналом компании. "Электронная площадка для того и разрабатывалась, чтобы обеспечить прозрачность тендеров, - говорит заместитель директора Росжелдорснаба ОАО "РЖД" Александр Никитин. - Но если речь идет о том, чтобы публиковать какие-то объявления на отдельном сайте, то с технической точки зрения это сделать несложно".

Эксперты же полагают, что схема проведения госзакупок сейчас не способствует достижению максимальной прозрачности. Поэтому нужно вносить изменения в сам закон "О госзакупках". Как рассказал "Гудку" заместитель председателя комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий Владимир Рудашевский, в этой организации действует рабочая группа, которая и должна усовершенствовать закон. Основная суть поправок - это именно перевод всех закупок в электронный вид, чтобы стороны не могли вступить в предварительный сговор до объявления тендера. Кроме этого, в РСПП хотят сделать невозможным составление таких требований к поставщикам, которые были бы "заточены" на конкретную компанию.

"Закон "О госзакупках" изначально был призван устранить коррупцию и сделать торги максимально открытыми, однако достигнуть этого не удалось. Поэтому необходимо исправлять уже действующее законодательство, - замечает по этому поводу первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон. - Есть, кстати, и сайт goszakaz.ru, но он работает с нареканиями уже не первый год".

Справка "Гудка"

Под действие законопроекта "О размещении заказов государственными корпорациями, субъектами естественных монополий и организациями коммунального хозяйства" подпадают не только компании-монополисты, но и их дочерние предприятия с долей активов от 25%. Общее количество таких компаний в стране более 4 тыс. В структуре РЖД насчитывается 127 дочерних и зависимых обществ (ДЗО) с долей более 25%.