• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Доля государства в госкорпорациях может сокращаться вплоть до блокирующих пакетов"

Slon.ru. 14 декабря 2009

Выступление на семинаре ГУ-ВШЭ "Роль государства в экономике в условиях кризиса" президента ГУ-ВШЭ, главы РСПП Александра Шохина:

"И до кризиса роль государства в экономике была высокой - и постоянно возрастала. Это было связано, в том числе, и с удачной конъюнктурой на внешних рынках. В тучные времена государству нравится собирать активы, а в годы кризиса оно ищет возможности избавиться от них, так как ищет более эффективных менеджеров для управления ими.

Бизнес, к тому же, у нас заматерел и стал активно участвовать не только в экономике, но и в политике. События 2003 г стали тому примеру, и этот период - 2003 г, выборы 2004 г - стал переходом от олигархического капитализма к государственному. Теперь у нас до 75% экономики, так или иначе, контролируется государством, в развитых странах соотношение обратное.

Сейчас об избыточной доле государства говорит и президент, и премьер, и другие высокопоставленные чиновники.

Два года назад мы это обсуждали с участием кандидата в президенты - Дмитрия Медведева. В том числе, обсуждали роль госкорпораций и пришли у выводу, что они - не лучший способ участия государства в экономике, так они занимаются коммерческой деятельностью, не являясь коммерческими структурами.

Приведу пример из нефтяной отрасли, которая до 2000-х была, фактически, частной. На крупном месторождении не могут работать компании с долей государства менее 50%. Даже если частная компания обнаруживает крупное месторождение, оно должно его сдать государству, получив какую-то компенсацию. Так и получилось, что государственные компании получают узаконенные преимущества.

Еще пример оттуда же. У нас ФАС штрафует компании за завышение цен на бензин. ФАС штрафует и "Роснефть" и "Газпром нефть". Они соглашаются с тем, что цены завышают - их штрафуют, потом штрафуют и частные, так как после признания государственных компаний вроде как становится очевидно, что частные завышают. В некотором роде госкомпании подыгрывают регулятору.

Желание некоторых госменеджеров получить деньги раз и навсегда, а не из бюджета, понятно. Если бюджетные деньги до 31 декабря не освоены, они отзываются, все начинается сначала, а сначала - это полгода согласований.

Нужно не только акционировать, но и приватизировать те госкорпорации, которые работают в конкурентном сегменте. Доля государства может сокращаться вплоть до блокирующих пакетов. А в случае со "стратегическими отраслями" можно задействовать механизмы вроде "золотой акции". Акционирование позволяет распространить на госкорпорации механизмы корпоративного права и т.д.

Чем больше государство работает, как предприниматель, тем меньше у него остается времени, чтобы регулировать то, что необходимо, вырабатывать законы, заниматься их применением. Возьмем хоть судебную систему.

Чиновник из ФАС может руководствоваться чем угодно: сравнивать цены в Урюпинске и Италии - без учета чего бы то ни было. И принимает решение о "злоупотреблении положением". А два таких решения - это уже до 7 лет лишения свободы. У чиновников ФАС огромная власть. И не все они обладают независимостью от местной или федеральной власти. Глава ФАС - Артемьев - прекрасный человек, также как некоторые его заместители, нам на него надо молиться. Но кроме них в ФАС работает еще несколько тысяч человек.

Возможно, ФАС стоило бы дать статус коллегиально-дискуссионного ведомства.

Но факт в том, что часто предложения для власти отсортировываются по принципу Черномырдина, который как-то депутатам сказал: "Мы все ваши предложения соберем - и в одно место".

Проблема и в том, что нет единства в самом бизнесе. Вот, не считая меня, 26 человек голосуют по решениям РСПП - предприниматели. Так мы неоднократно не могли проголосовать просто потому, что люди голосовать отказывались. Они знали, что позиции предельно разные. Вот по ВТО - 50% проигрывают, 50% проигрывают".