• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поведение чиновников описано и одобрено

КоммерсантЪ. 25 декабря 2010

Первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон о типовом кодексе этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ, утвержденном Президиумом совета при президенте по противодействию коррупции.

Президиум совета при президенте по противодействию коррупции утвердил типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ. Чиновники, не следующие утвержденным этическим требованиям, отныне будут осуждаться своими коллегами «морально» и в отдельных случаях «юридически». Эксперты оценивают появление кодекса положительно, но сомневаются в его эффективности.

Как сообщает президентский сайт, члены президиума рекомендовали использовать кодекс в качестве модели при разработке кодексов государственных органов или органов местного самоуправления. Органам власти рекомендовано включать в служебные контракты и договоры со служащими положения об ответственности за нарушения соответствующих кодексов.

Напомним, что проект кодекса был разработан и внесен в совет Министерством социального развития РФ этим летом (см. «Ъ» от 23 июля). Для госслужащих всех уровней он вводит ряд антикоррупционных требований, которые изложены в десяти статьях документа. Большая часть из них повторяет нормы закона о госслужбе. Нововведением кодекса можно считать полный запрет для госслужащих на получение «в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц». Запрещено получать подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Подарки, полученные в ходе официальных мероприятий и командировок, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и должны по акту сдаваться по месту работы. За невыполнение норм кодекса чиновник подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение влечет применение к служащему мер юридической ответственности.

«Следующим этапом в работе по внедрению положений кодекса станет разработка федеральными органами кодексов, которые будут учитывать специфику их деятельности. Также будут разработаны аналогичные акты на региональном и муниципальном уровнях. В них найдет отражение специфика государственной службы», — пояснил «Ъ» директор департамента государственной службы Минздравсоцразвития Виктор Козбаненко.

Напомним, что в 2002 году депутаты Госдумы Владимир Южаков и Владимир Рыжков предложили принять закон «Кодекс поведения государственных служащих». Однако проект не прошел второе чтение из-за сопротивления правительства и администрации президента. Депутатам объяснили, что ряд морально-этических норм, которые они хотят урегулировать законом, не поддаются такому регулированию.

К принятому проекту кодекса господин Южаков (ныне директор департамента по административной реформе Центра стратегических разработок) относится с осторожностью.

«Практически все статьи кодекса уже закреплены законодательно. Но меня настораживает то, что теперь серьезные нормы законов на практике будут сводиться чиновниками до этических правил, выполнение которых носит рекомендательный характер», — поясняет господин Южаков. По его мнению, необходимо конкретизировать ответственность чиновников, ужесточить законодательство и свести все нормы, касающиеся госслужащих, в одном законе об их служебном поведении.

«У меня отношение к кодексу двойственное. Если говорить о его содержании, оно мне нравится. Кодекс ставит высокую планку, и ориентир на нее будет полезен. Но в том, что его появление на что-то повлияет, я сомневаюсь. Любой этический кодекс работает постольку, поскольку люди воспринимают его как согласованные убеждения», — считает член президентского совета по противодействию коррупции, доктор экономических наук, первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон. По его мнению, более эффективными мерами могли быть регламентация, контроль и лучшая оплата работы чиновников. «Этот кодекс можно расценивать как некий кирпич недостроенного здания. Он практически не прописывает никакой ответственности госслужащих», — говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.