• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Имя им — бюрократ

Известия. 3 декабря 2008

Народ настолько привык мучиться с бюрократами и чиновниками, что уже воспринимает эти мучения как норму. Такой вывод можно сделать из комплексного исследования "Качество государственного управления в России", которое провела Высшая школа экономики по заказу Минэкономразвития.

В России около 1,5 млн чиновников. Устраивает ли народ их работа — об этом россиян спросили впервые. Выяснилось, что у 10% сограждан вообще нет проблем при получении государственных услуг — паспорта, например, или выписки из БТИ. Остальных же граждан выводит из себя волокита (13%), длительность ожидания результата (17%) и томление в очереди (16%).

Любопытно, что опять же 10% населения при общении с ведомствами обращались к посредникам. Стоимость их услуг варьируется — от 500 рублей в селах до 1000 рублей в крупных городах (по крайней мере, так показал опрос "Георейтинг", в котором участвовало 30 тыс. человек). Жалобы на госслужащих подавали лишь 5% россиян, еще у половины населения такое желание возникало. Однако если говорить в целом, то более половины — 54% — россиян качество работы чиновников различных ведомств оценили как "удовлетворительное".

— То, что работой чиновников удовлетворены более половины граждан, говорит о том, что люди привыкли к невысокому качеству государственных услуг и поэтому ничего и не ждут, — комментирует директор Института проблем государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Андрей Клименко.

Плюс разброс по регионам, конечно, существенный. Больше всего позитивных отзывов прозвучало из уст жителей Белгородской, Архангельской и Челябинской областей, Чувашии, Татарстана и Марий Эл. Наиболее негативно настроены в Калининградской, Тульской и Саратовской областях, где "плохо" и "очень плохо" к бюрократической системе относится каждый четвертый.

Чтобы чиновники работали на нас, а не на себя, нужно заставить их выполнять административные регламенты — специальные правила, где до мельчайших деталей прописано, как бюрократы должны обслуживать население (на разговор с заявителем по телефону, например, отводится 10 минут, причем требуется дослушать, разъяснить и не бросать трубку). "Процесс работы чиновников благодаря административным регламентам несколько упорядочился, — говорит Клименко, — регламенты не везде исполняются и не везде о них знают даже сами чиновники. Наша главная рекомендация в этой связи — выбрать наиболее востребованные государственные услуги и уже их исполнение доводить до автоматизма".