• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Средний класс будет доплачивать за соцпомощь

Российская газета.ru. 16 марта 2012

Предложения экспертных групп по обновлению стратегии долгосрочного развития страны до 2020 года уже обсуждаются на совещаниях у президента и в правительстве. Часть идей нашли там поддержку. Они не отторгаются и обществом, утверждают разработчики документа.

Причем, благодаря исследованию НИУ "Высшая школа экономики", со многими идеями экспертов готовы согласиться представители "среднего класса".

Так, до 40 процентов опрошенных готовы платить дополнительные деньги в виде налогов на социальную помощь нуждающимся, улучшение медицинского обслуживания и образования, рассказал первый проректор НИУ "Высшая школа экономики" Лев Якобсон. Около 20 процентов согласны "доплачивать" на содержание инфраструктуры, ремонт дорог.

Правда, с оговоркой - они хотят иметь гарантии и требуют доказательств того, что деньги не будут разворованы, добавляет он. "Взносы" среднего класса не решат всех проблем страны. Но около 20-30 процентов муниципальных образований могли бы за счет этого привлечь необходимые ресурсы, прогнозирует Якобсон.

Подобные "замеры" общественного мнения при разработке столь масштабного документа проводились в нашей стране впервые, говорит он.

Раньше, замечает Якобсон, программы строились по принципу "эксперты считают, что надо сделать то-то, а инструментом должна стать политическая воля". То есть заранее предполагалось, что появится "правительство камикадзе", которое возьмет на себя ответственность за непопулярные шаги. Сегодня это уже невозможно. "Политические и социокультурные ограничения надо учитывать в том же ряду, что и экономические", - говорит Якобсон.

При этом - тоже впервые - разработчики стратегии постарались предложить меры, ориентированные на разные слои населения, рассказал он.

Раньше это было не столь принципиально, поскольку в начале реформ 1990-2000-х годов достаточно однородным было и общество, теперь в нем выделяются разные социальные группы, у которых разные потребности и возможности.

В стратегии, как уже писала "РГ", есть специальные меры, направленные на снижение неравенства и бедности. Но параллельно, говорит ректор НИУ "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов, удалось сформировать основные направления экономической политики, которые учитывают интересы среднего класса.

Наиболее ярко эти идеи отражаются в разделе пенсионной реформы. На так называемые "нижние слои" среднего класса предлагается распространить обязательную накопительную пенсионную систему и перевести на постоянную основу программу софинансирования пенсий.

Для работников с более высокими зарплатами - развивать систему квазидобровольных пенсий, взносы на которую платит сам работник по умолчанию, но по заявлению он имеет право выйти из такой схемы. Сейчас, поясняет Кузьминов, при зарплате в 60 тысяч рублей коэффициент замещения составляет 15-20 процентов. Представителей среднего класса такое положение дел удовлетворить не может.

Впрочем, именно компромиссы по пенсионной реформе найти труднее всего, признают эксперты. Правительство фактически поддерживает предложения по развитию накопительного элемента, говорит Кузьминов.

Большинство опрошенных не возражает против сокращения перечня профессий по досрочному выходу на пенсию, рассказывает Якобсон. А вот предложения по увеличению пенсионного возраста, высказанные разработчиками раздела, пока не воспринимаются, признают они.

Но пенсионный возраст не является ключевым моментом в дискуссии, замечает научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики" Евгений Ясин. В любом случае, повышение возраста позволит покрыть дефицит пенсионной системы всего на 30 процентов, рассчитал он. А предложения экспертов, уточняет Ясин, не носят окончательного характера. Главное, по его словам, это развитие накопительного элемента.

В стратегии нет "лобовых" предложений, ни одно из высказанных предложений не носит фатального характера, говорит ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Владимир Мау.

За исключением, пожалуй, введения "нового бюджетного правила" - оно предполагает рассчитывать расходы казны исходя из средней десятилетней цены на нефть. Подходы экспертов к бюджетной и налоговой политике сейчас обсуждаются в Минфине, говорит Мау. Больших разногласий нет.