• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

« Журналисты сами себя напугали»

Огонек. 2012. № 21. 28 мая

Один из руководителей разработки «Стратегии-2020», ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов объяснил «Огоньку», чем отличается структура нового правительства от задуманного в «Стратегии» и стоит ли бояться бывших министров, собранных сейчас в Кремле

— Совпадает ли структура правительства с тем, что предполагала программа-2020? В чем и почему, на ваш взгляд, возникли несовпадения?

— Строго говоря, «Стратегия-2020» — это предложения к программе правительства, а не к его структуре. Гораздо важнее, что собирается делать правительство, чем то, как именно оно организовано. Это все-таки политическая, а не управленческая проблема. Во-первых, готовность проводить реформы, взять на себя политические риски. Во-вторых, ресурсное обеспечение реформ — без этого они останутся лозунгами. И только в-третьих, хотя это тоже важно,— эффективность органов исполнительной власти.

Тем не менее у нас были предложения, они учтены в работе группы Дмитрия Козака, которой была поручена разработка предложений по структуре исполнительной власти. Структура собственно министерств полностью совпадает с итоговыми предложениями группы. Так, разделено Минздравсоцразвития, а Минобрнауки, наоборот, оставлено в качестве единого ведомства. Выделены из Минрегиона проблемы строительства и ЖКХ, правда, в виде агентства, а не отдельного министерства. Спортивное ведомство осталось «в чистом виде» — у него забрали туризм и молодежные проблемы. Росстат передали в прямое подчинение правительства.

Мы предлагали создать «общественный контур» правительства, и вы видите: такой контур сейчас создается.

Главным соображением, которое тогда выдвинула группа Козака, был принцип минимальных изменений организационной структуры исполнительной власти. Дело в том, что у большинства из нас в памяти опыт 2004 года, когда формирование ведомств «с чистого листа» фактически парализовало работу правительства почти на год. Президент и премьер, принимая окончательное решение по структуре, пошли в этом отношении даже дальше наших рекомендаций. Если мы предлагали влить большую часть агентств и служб в министерства в качестве департаментов, то окончательный дизайн правительства сохраняет большинство агентств и служб в неизменности, правда, теперь их руководителями могут быть заместители министров (то есть, они теснее привязаны к министерствам).

Главное различие между нашими предложениями и принятой структурой правительства — эксперты предлагали резко сократить число ведомств, влить агентства и часть надзорных служб в состав министерств, а другую часть надзоров укрупнить. При этом до половины надзорных полномочий и полномочия по управлению государственным имуществом в виде недвижимости передать регионам. Пока ничего из этого не сделано.

Напомню, еще в 2004 году эксперты предлагали выделить из состава министерств агентства, но в виде «хозрасчетных» единиц. Им должны были устанавливаться показатели и планы работы, и вознаграждение руководителей и работников прямо зависело бы от их выполнения. Такие формы успешно работают в большинстве стран. Агентства появились, но в виде «младших министерств», первоначально лишенных права нормотворчества, но лишенных и всех экономических стимулов, которые приближали бы логику их работы к бизнес-структуре. В итоге большинство агентств (работникам которых и оклады-то установили значительно меньшие, чем в министерствах) практически с самого начала стали рассадниками неэффективности и коррупции.

В правительстве традиционно очень большое число агентств и служб, которые находятся непосредственно «под премьером». Это ведет к потере управляемости — этими органами фактически никто не занимается, они оказываются вне русла определенной политики. Начинают сами себе устанавливать правила. Мы предлагали сократить их число максимум до пяти — в новой структуре правительства их осталось 12.

Надеюсь, что все это только отложено для обеспечения «гладкого перехода» правительства в новое состояние. Но если мы будем и дальше откладывать необходимые решения, у премьера просто не будет в руках эффективного инструмента, которым должно быть правительство.

— Если представить, что предлагать кадровый состав правительства могли бы разработчики программы, кого еще вы привлекли бы к руководству отраслями?

— Из ученых — Сергея Синельникова, Татьяну Малеву. Из управленцев — Олега Чиркунова, Георгия Бооса, Виталия Савельева, Сергея Кириенко, Андрея Шаронова, Леонида Печатникова. Из замминистров — Андрея Клепача, Олега Савельева, их недавнего коллегу Алексея Пономарева.

Но мне в основном нравится состав медведевского правительства. Большинство людей, которых мы бы могли предложить (а иногда и предлагали),— они назначены. Значительная часть коллег, ставших руководителями, активно работала в составе экспертных групп: Вероника Скворцова, Максим Топилин, Дмитрий Ливанов. Я думаю, еще несколько наших коллег будут назначены руководить федеральными агентствами и службами. Ольга Дергунова, например, могла бы возглавить Росимущество.

— Сегодня администрация президента укомплектована таким образом, что легко предположить конкуренцию между ней и правительством в самых разных экономических и социальных решениях. Окажется ли полезной эта конкуренция?

— Это странное утверждение журналистов, которое часто можно услышать в последние дни. У нас президентская республика, президент назначает правительство, и оно выполняет его волю, его программу. Администрация обеспечивает осуществление конституционных полномочий президента. Она не принимает никаких исполнительных решений — их принимает президент. А вот правительство имеет все полномочия для реализации этих решений, для проведения политики. Эти полномочия очень широкие.

Мне кажется, Дмитрий Песков уже развеял идею о формировании в администрации некоей дублирующей правительство структуры, просто уточнив сферы компетенции новых помощников президента. Это так называемые президентские проекты — те проблемы, для решения которых требуется политический ресурс президента. Помощь развитию Абхазии и Южной Осетии, развитие, обновление нашего научного сообщества — вот такие проекты.

Рабочий интерфейс администрации с правительством не изменился — это помощник по экономическим вопросам. Нет никакого отдельного помощника по социальным вопросам, нет помощника по ТЭКу и прочему. В общем, журналисты сами себя напугали.

— Если предположить, что правительство Медведева проработает шесть лет, каким бы вы видели общий итог его работы?

— Доходы на душу населения вырастут до 35-40 тысяч рублей в месяц.

Средний класс в стране значительно превысит треть населения и начнет меняться его структура: в него войдет региональная интеллигенция — врачи и учителя, в него войдут офицеры. Наконец, средний класс начнет активно пополняться квалифицированными и образованными рабочими.

В регионах активно пойдут процессы вырастания нового среднего бизнеса из малого (что у нас сегодня не получается).

Для этого:

должны быть проведены социальные реформы «первого ряда» — образования, науки, здравоохранения;

должны быть наконец приняты решения по пенсионной реформе и реформе ЖКХ — результаты по этим направлениям мы увидим только к 2030 году;

должна быть создана современная общедоступная IT-инфраструктура (это можно сделать за пять лет) и начата работа по обновлению транспортной инфраструктуры (что потребует 15-20 лет);

должна быть завершена работа по условиям ведения бизнеса — в первую очередь это касается судебной и правоохранительной системы, а также таможенных правил.