• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Через барьер в одно окно

Газета. 2008. № 235. 10 декабря

По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, в МВД принят только один регламент, который описывает процедуру дактилоскопической регистрации. Более важные регламенты, например, описывающие действия сотрудников ГИБДД, все еще находятся на уровне согласования, хотя их разработка началась в 2005 году.

Вчера состоялось заседание правительственной комиссии по проведению административной реформы под руководством вице-премьера — руководителя аппарата правительства Сергея Собянина. Одним из решений комиссии стало одобрение поправок, позволяющих органам власти субъектов федерации создавать многофункциональные центры по оказанию государственных услуг, организованных по принципу одного окна. Многофункциональный центр — это, по существу, своего рода государственный супермаркет, где предоставляются госуслуги населению и предпринимателям — от муниципальных до федеральных. А одной из задач центра является синхронизация межведомственных и межуровневых административных регламентов.

"Рассчитываю, что Госдума примет поправки уже до конца года и со следующего года они вступят в силу", — заявил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров.

Он пояснил, что в настоящее время региональные власти могут создавать многофункциональные центры по предоставлению госуслуг только на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. По его словам, в 2008 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 800 млн рублей. Однако удалось удовлетворить лишь 50% заявок от регионов.

В настоящее время в рамках этого проекта создается 35 многофункциональных центров. Шаров добавил, что со следующего года принцип со финансирования сохранится, на эти цели из федерального бюджета будет выделен 1 млрд рублей, однако регионы также смогут создавать такие центры самостоятельно.

Однако в целом административная реформа проходит не так быстро, как хотелось бы в Минэкономразвития. Дело в том, что административные регламенты, целью которых является детальное описание процедур оформления документов, предельных сроков, порядка согласований, маршрута документа, в большинстве своем до сих пор не работают. Всего, по словам Шарова, регламентов будет около 500. На уровне правительственной комиссии по проведению административной реформы уже одобрено около половины, а примерно 90 регламентов официально зарегистрированы в Минюсте и вступили в силу.

Однако, как показал первый всероссийский мониторинг в рамках административной реформы, проведенный в 60 субъектах РФ, далеко не все принятые регламенты работают, а остальные зависли на стадии многочисленных согласований. Так, по словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, в МВД принят только один регламент, который описывает процедуру дактилоскопической регистрации. Более важные регламенты, например, описывающие действия сотрудников ГИБДД, все еще находятся на уровне согласования, хотя их разработка началась в 2005 году.

Есть много так называемых пустых регламентов. Так, по словам Кузьминова, в Ростуризме принят регламент по информированию туроператоров об угрозах в странах пребывания туристов. "Контрольная закупка показала, что ни один сотрудник Ростуризма о регламенте не знает", — говорит Кузьминов. Есть пустой регламент и у Росавтодора, например, о предоставлении услуги по расчету платы за проезд тяжеловесного транспорта, а также у ФТС.

Причина "регламентной пустоты", по словам Андрея Шарова, в том, что много регламентов очень низкого качества. Так, из всех одобренных документов 107 регламентов предусматривают корректировку нормативно-правовой базы. И только по 19 из них такая корректировка проведена. "Это означает, что остальные 88 регламентов не работают", — считает Шаров. По словам Кузьминова, лучший опыт по введению административных регламентов показали Роструд и ФМС. Среди "аутсайдеров" — силовые ведомства (из-за своей закрытости), а также Росприроднадзор. Одна из причин задержки регламентов — противодействие чиновников.

При этом введение административных регламентов особенно важно в условиях мирового финансового кризиса, поскольку упрощает взаимодействие бизнеса с госорганами. Как заявил Шаров со ссылкой на исследование "ОПОРЫ России", в 2005 году малый бизнес тратил на преодоление административных барьеров 10% выручки. В 2008 году благодаря некоторым подвижкам показатель сократился до 5,2%.