• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективность бюджетных расходов под вопросом

Финам.info. 14 августа 2012

В середине июля были опубликованы Основные направления бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.

Документ предполагает общее сокращение расходов бюджетной системы и федерального бюджета относительно ВВП при увеличении расходов по приоритетным направлениям и ограничении или сокращении остальных расходов. При этом фактическими приоритетами являются оборона и безопасность.

Ряд целей бюджетной политики на 2013-2015 гг., представленных в ОНБП, носят глобальный характер. Например, в качестве таковых фигурируют «разработка бюджетной стратегии на период до 2030 года», «определение параметров развития пенсионной системы», «совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации». Однако, судя по остроте дискуссии, развернувшейся вокруг ОНБП в течение последних двух недель, ряд концептуальных вопросов, без которых определение стратегии невозможно, еще не решен.

В первую очередь это касается пенсионной системы. В документе сказано, что при определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность. Отсюда следует, что никаких конкретных обязательств по конфигурации пенсионной системы пока не существует, и ничто не препятствует ее радикальному реформированию в любом направлении.

Важнейшим вопросом является определение источников средств для финансирования расходных приоритетов, заданных в Указах Президента России от 7 мая текущего года. Согласно ОНБП они не должны создавать угрозу бюджетной устойчивости. Поэтому от неприоритетных расходов следует отказаться. Это и есть поствыборная бюджетная политика.

В расчетах на 2013-2015 годы заложено резкое сокращение расходов федерального бюджета на образование и здравоохранение. Авторы ОНБП успокаивают читателя тем, что расходы на образование и здравоохранение бюджетной системы в целом растут, их доля в общем объеме расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов остается неизменной. Посмотрим, за счет чего это достигается. В соответствии с ОНБП, расходы консолидированных региональных бюджетов на здравоохранение, без учета платежей на ОМС неработающего населения, должны за 2013-2015 годы вырасти на 39%, а с учетом этих платежей — на 49% (!). Расходы этих же многострадальных региональных бюджетов на образование за этот период должны вырасти на 40,5%. При этом расходы консолидированных бюджетов регионов в целом за ближайшие три года должны увеличиться всего на 26%. Могут ли регионы справиться с возложенными на них задачами без дополнительных источников доходов? В принципе да, за счет сокращения других видов расходов.

Посмотрим на представленные в ОНБП плановые данные по межбюджетным трансфертам. Общий объем этих трансфертов сокращается за 2013-2015 годы на 15%. При этом сокращаются в основном субсидии — практически на 50%. Отметим, что субсидии региональным бюджетам в значительной мере связаны с инвестиционными программами, финансируемых регионами на паях с федеральным центром. В общем, проясняется важный бюджетный маневр, заложенный в ОНБП — увеличение расходов региональных бюджетов на здравоохранение и образование при сокращении региональных инвестиций (кстати, в соответствии с ОНБП сокращаются расходы регионов даже на «приоритетное» дорожное строительство). Одновременно сокращаются и инвестиции из федерального бюджета (расходы по разделу «Национальная экономика» уменьшаются на 7%), а также расходы на науку гражданского назначения. В общем, ради финансирования приоритетных расходов, при сокращении общего объёма расходов, приходится жертвовать расходами на инвестиции и науку. Можно предположить, что эффективность бюджетных расходов при таких структурных изменениях не возрастет.