• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Чайковский не должен работать парковщиком!»

Комсомольская правда. 18 февраля 2013

Столичные власти недавно приняли «Стратегию развития Москвы до 2025 года». Немалая ее часть посвящена решению проблемы заторов. В правильном ли направлении идут чиновники? Какой западный опыт нам стоит позаимствовать? Михаил Блинкин — один из ведущих российских экспертов в области транспорта  дал пресс-конференцию в «КП» и ответил на эти и другие вопросы.

«ЧАЙКОВСКИЙ НЕ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПАРКОВЩИКОМ!»

 Михаил Яковлевич, в ноябре прошлого года часть парковок на улицах Москвы стали платными. Многие автомобилисты недовольны...

 Их реакция естественна. Но при нынешнем количестве автомобилей сохранить режим free parking  свободной парковки  в Москве невозможно. Всем просто места не хватит. Давайте пройдемся по Большой Никитской, встанем за спиной памятника Чайковскому. Петр Ильич у нас там работает парковщиком! Если мы посмотрим на окрестности театра, консерватории в Германии, Австрии, Токио, Сеуле - такого безобразия с припаркованными где угодно машинами мы не увидим.

Это пешеходные зоны, зоны ограниченного автомобильного доступа и прочие комфортные места  чтобы людям было удобно гулять. Самый простой элемент нормальной пешеходной среды  это широкие комфортные тротуары, на которых не паркуются автомобили.

Есть знаменитый американский транспортник Вукан Вучик. Когда он приехал в Москву, то с ужасом позвонил и сказал: «Что здесь случилось  пожар, революция? Около моей гостиницы  (его поселили на Тверской) автомобили на тротуарах стоят!» Для него, человека, объехавшего полмира, это было дикостью. Вот от этой дикости город и начал избавляться.

ЗАГНАТЬ МАШИНЫ В ЛИФТ

 В столице так и не появились механические парковки  приехал, загнал машину в специальный лифт, и он сам поднял ее.

 Пока их строить невыгодно  в городе не введен жесткий парковочный режим. Ведь как появляются подобные паркинги? Допустим, город за стоянку на проезжей части берет пять евро в час. Тут же появляется коммерсант, который строит механический паркинг, где место стоит уже не 5, а 3 евро. И паркинг мгновенно заполняется. То же самое, кстати, с частными подземными парковками. Как только все парковочные места в центре Москвы станут платными и их будет меньше, чем желающих поставить машину, к властям тут же начнут обращаться бизнесмены: дайте участки под строительство паркингов! Думаю, эта ситуация не за горами.

 Может, и платный въезд в центр города введут?

 Со временем, я уверен, да. Платный въезд существует в Милане, Сингапуре, Лондоне, Стокгольме, Риге, а также во многих шведских, австрийских маленьких городах. Но Москва сначала должна пройти жесткий парковочный режим. Горожанина надо приучить к платному въезду. В Лондоне его приучали с 1930-х годов: ты приезжаешь в центр, но парковаться обойдется дорого. И затем еще и платный въезд. Москва в этом плане еще в первый класс ходит.

К тому же платный въезд предполагает особые законы. Например, госномер на автомобиле  это и мой, как водителя, номер. Он сцеплен с городской базой, с ИНН, налоговым номером, фискальным адресом. Везде, где есть платный въезд, есть понятие фискального адреса. Он может быть мейлом, почтовым ящиком на почтамте - неважно.  Важно, что я подписался, что бумажка об оплате парковки, которая придет  хоть электронное сообщение по этому адресу, - я ее получу обязательно. И оплачу, иначе у меня будут очень большие проблемы. Потихоньку мы к этому придем.

СТРОЙТЕ ДОРОГУ У ЧУЖОГО ПОРОГА

 Столичные власти говорят, что нужно пересаживать автовладельцев на общественный транспорт, а сами строят гигантские дороги. Широкие, без пробок, трассы сами по себе стимулируют ездить не на автобусах, а на личной машине. Где же логика?

 В Москве жуткий дефицит дорог. Их площадь - около 10% относительно площади города, что в три раза меньше, чем в городах США. Даже автобусам, троллейбусам и трамваям места не хватает! Поэтому расширять, к сожалению, надо.

Население всегда будет недовольно. Не существует города в мире, где не работал бы знаменитый эффект нимби - сокращенное от английского выражения «только не на моем заднем дворе». Мол, дорога нам нужна, только, пожалуйста, постройте ее где-нибудь в другом месте, не около меня.

ПРОДЛИМ МЕТРО?

 В Москве планируется построить еще 124 километра метро. Вроде бы здорово, но зачем бесконечно продлять уже существующие линии? На станции «Выхино», например, в час пик в вагон не вбиться, а ветку тянут в Жулебино, а потом и вовсе в Московскую область.

 На самом деле продление линий метро, как правило, количество пассажиров не увеличивает. Просто жители Жулебина, которые раньше ехали по пробкам до «Выхино», теперь сядут в метро у себя в районе, дойдя до станции пешком. А в целом да, нужно не только существующие линии продлять, но и тянуть новые. Частично это уже делается  строится третий пересадочный контур.

Но еще важнее интегрировать метро и железную дорогу, что, кстати, и намерены делать власти. Пригородные и городские электрички, которые в 2015 году пустят по Малому кольцу МЖД, и метрополитен должны стать единой системой с быстрыми пересадками. Как в Берлине. Там пассажир часто вообще не в курсе, на чем он сейчас едет: то ли электричка, то ли наземное метро, то ли скоростной трамвай. Билет один, условия перевозки похожи. Москва и область постепенно к этому приходят. Сейчас, например, ведутся переговоры о строительстве ветки скоростного трамвая от Химок - в районе IKEA - до метро «Планерная». Это не халтурный, не пиаровский, а нормальный бизнес-проект. Пришли люди, посчитали пассажиропоток и решили, что строить здесь трамвайную линию довольно выгодно.

Так что у перегруженного московского метро, пусть пока и в перспективе, появляется вполне достойная рельсовая альтернатива.

«ДИЧАЙШЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

 Реконструкция столичных дорог, к сожалению, не увеличивает безопасность. Сбитые на остановках пешеходы, аварии стали уже банальностью.

 В Москве все последние годы в ДТП гибнет примерно тысяча человек в год. По мере роста автомобильного парка  а это плюс 6 - 7% в год  смертность на дорогах не увеличивается. Но тысяча погибших в год  экстремально много по сравнению с другими мегаполисами.

Одна из главных причин  дичайшее транспортное поведение московского обывателя. На Западе в законодательстве есть понятия опасного вождения и неосторожного вождения. Неосторожное, небрежное вождение - полицейский может сделать замечание, выписать штраф. Опасное вождение  причинение угрозы жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

У нас какой-нибудь маргинал, покатавшись на «Порше Кайен» по Москве со скоростью 200 километров в час, получает свои 15 суток за то, что у него не было водительского удостоверения и госномера. А то, что он катался со скоростью 200 км в час,  просто нарушение ПДД. Хотя понятно, что езда по московским улицам с такой дикой скоростью  это уголовка.

В просвещенных странах это то же самое, что из окна стрелять из автомата. Ты никого не хотел убить, но причиняешь угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. А значит, получишь тюремный срок. А у нас в официальных пресс-релизах есть формулировка «не справился с управлением».

За рубежом это означает: не умеет парковать задом, заезжал в гараж, поцарапал молдинг. Когда вылетел на остановку, убил людей  при чем тут не справился с управлением, трезвый или пьяный? У тебя в любом случае - даже если никого не задавил  «опасное вождение» и тюрьма.

Со временем, я надеюсь, мы законы поправим и будем сажать таких лихачей за сам факт опасной езды. Тогда и дороги станут безопаснее.