• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Первая госкорпорация создавалась как исключение"

Slon.ru. 17 августа 2009

Замдиректора института "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерий Миронов  о госкорпорациях.

Изначально такая форма как госкорпорация запускалась в виде исключения, и ее не предполагалось использовать широко. Первоначально подразумевалось, что в такой форме будет создано только агентство по реструктуризации кредитных организаций после кризиса 1998–1999 годов. И тогда придумали эту форму, по-моему, для облегчения и ускорения процесса — когда нужно было что-то быстро создать, использовали госкорпорацию. Потом ее в виде исключения использовали еще раз — уже для создания АСВ. И уже потом, с 2006 - 2007 годов они начали множиться. Там были какие-то юридические моменты, какие-то пробелы в законодательстве, позволяющие делать это быстрее, чем другие формы.

Сейчас очень много проблем с этими госкорпорациями, у них нет стратегии, затруднен контроль. Понятно, что сейчас это поняли, и естественно, что новую структуру государство не будет создавать в форме ГК. У государства иссякают финансовые ресурсы. А, учитывая то, что контролировать использование ресурсов, которые получают госкорпорации довольно сложно, и в условиях, когда существует такой дефицит бюджета, который ведет к иссяканию резервного фонда и, возможно, стабфонда уже к концу следующего года, никакой речи о создании новых корпораций идти не может. Потому что даже у созданных корпораций изымаются ресурсы и перераспределяются в регулярный бюджет.

Есть ли смысл, в принципе, централизовать те функции, которые распределены между ВЭБом, ЦБ и Минфином? Конечно есть, потому что для того, чтобы снижать риски управления государственными активами, пассивами и обязательствами, необходимо использовать грамотные приемы риск-менеджмента, в частности иммунизацию долгового портфеля, — чтобы структура активов соответствовала структуре пассивов по срокам погашения и другим показателям. И когда мы имеем единую компанию, которая будет и активами заниматься и одновременно будет иметь информацию о государственных и квазигосударственных обязательствах (всем было понятно до кризиса, что обязательства крупных полугосударственных структур типа "Газпрома", "Роснефти", — это фактически те же государственные обязательства, и одно из рейтинговых агентств даже учитывает их в составе госдолга), то в ней есть смысл. Ведь риск-менеджмент может быть разным. Можно страховать риски, можно - хеджировать, а можно просто иммунизировать, изначально, соответствующим образом организуя в рамках единой стратегии характеристики покупаемых и размещаемых долгов.