• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансово-экономический кризис положительно повлиял на отношения власти и гражданского общества

Агентство социальной информации. 4 августа 2009

Такого мнения придерживаются члены Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова и Александр Аузан. Об этом вместе со своими коллегами Юрием Джибладзе и Ярославом Кузьминовым они говорили на пресс-конференции, посвященной законодательству о некоммерческих организациях (НКО).

Члены Совета отметили принципиальную ценность недавно принятых изменений в закон о НКО. «Существенный шаг — не в сути поправок, а в том, что Президент РФ принял нашу позицию — это дает базу для нашей дальнейшей работы», — отметила Э. Памфилова. «У нас есть надежда, что эти изменения "закроют" определенный непростой этап во взаимоотношениях власти и общества», — добавил президент Института национального проекта «Общественный договор» А. Аузан. По его словам, следующим шагом в работе Совета станет разработка положений, обеспечивающих проведение гражданского контроля, мониторинга и аудита.

Как отметил президент Центра развития демократии и прав человека Ю. Джибладзе, особого внимания требует еще ряд проблем. Так, следует нормативно закрепить значение понятий «просветительская» и «образовательная деятельность», чтобы разделить НКО (например, школы жилищного просвещения) и образовательные учреждения, которые обязаны получать лицензии.

По словам ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Я. Кузьминова, рабочая группа по изменению законодательства о НКО планирует сосредоточить свои усилия на разработке мер, направленных на улучшение экономических условий деятельности НКО (развитие благотворительной деятельности и добровольчества, налогообложения и бюджетного финансирования НКО, целевого капитала общественных организаций и преференций при участии в государственных торгах и тендерах). Я. Кузьминов уверен, что при принятии этих мер некоммерческий сектор сможет давать не 0,5% валового внутреннего продукта (как в настоящее время происходит в России), а до 15–17% ВВП (как в Нидерландах). В том, что поддержка НКО выгодна государству, уверен и А. Аузан. По его мнению, налоговые льготы для некоммерческого сектора обойдутся бюджету «в копейки в сравнении с другими статьями», тогда как эффект от социальной деятельности общественных организаций в условиях экономического кризиса несоизмеримо больше. По мнению Аузана, для Минфина РФ важна эффективность расходования федерального бюджета, которую могут обеспечить НКО. Как добавила Э. Памфилова, с помощью гражданского контроля можно «спасти» бюджетные средства, оседающие в карманах коррупционеров.

По данным Я. Кузьминова, сегодня в России зарегистрировано около 70 тыс. НКО, занимающихся непосредственно социальной, благотворительной деятельностью (в отличие от профессиональных союзов и научно-технических объединений). Из них активно работают 40–45 тыс. организаций, что, по мнению ректора ГУ-ВШЭ, сопоставимо со среднеевропейским уровнем вовлеченности граждан в деятельность некоммерческого сектора. При этом активность граждан растет, так же как и готовность жертвовать деньги. Поэтому в данный момент задача лидеров гражданского общества состоит в том, чтобы обеспечить нормативную базу для развития этих инициатив. Члены Совета надеются, что провести такую работу удастся до конца 2010 года.

Стенограмма пресс-конференции «Поправки в законодательство об НКО — первый шаг навстречу переменам?»