• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кого поддержит государство

Ведомости. 30 ноября 2009

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Масштабные преференции по отношению к НКО станут возможны после того, как будет усовершенствована внутренняя демократия самих НКО, прозрачность их менеджмента и его подотчетности учредителям".

В декабре правительство должно внести в Госдуму законопроекты, направленные на поддержку деятельности НКО. Они дадут налоговые льготы компаниям-спонсорам и уберут налоговые барьеры для получателей помощи, но только детей, сирот и инвалидов. О масштабных преференциях пока речи не идет.

Соответствующее поручение по реализации послания Федеральному собранию дал президент. На льготы могут рассчитывать прежде всего организации, которые занимаются благотворительностью и помогают социально незащищенным слоям населения, дал понять Дмитрий Медведев.

Поправки готовила рабочая группа во главе с первым заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым. Условно все подготовленные им нововведения можно разделить на три группы. Первая связана с устранением налоговых барьеров для получателей благотворительной помощи. Не будет облагаться подоходным налогом материальная помощь благотворительных организаций и фондов, адресованная детям-сиротам и малоимущим. Освободят от налогообложения и средства, потраченные благотворительными организациями на оплату путевок для детей и инвалидов. Такие меры предусмотрены поправками в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Налоговый кодекс, подготовленными Минэкономразвития (законопроект опубликован на сайте ведомства).

Следующая группа поправок призвана стимулировать собственно благотворительную деятельность через налоговые льготы - большая часть предложений содержится в подготовленных Минэкономразвития поправках. Будут вноситься изменения и в закон о целевом капитале.

Не будут считать доходом волонтеров средства, которые благотворительные организации тратят на их проезд и размещение.

Должен быть значительно расширен перечень услуг, освобождаемых от налогообложения, но при очень жестком условии: они будут оказываться в рамках контрактов, заключенных с государственными или муниципальными учреждениями по всем правилам, установленным законом о размещении госзаказа. В эту же категорию попадает проведение спортивных и оздоровительных мероприятий, занятий по физкультуре, а также услуги по психологической поддержке и профессиональной подготовке, оказываемые по направлению службы занятости.

Жертвователи из числа юрлиц смогут рассчитывать на вычеты из налогооблагаемой базы (но не более 25% от общей суммы дохода), если дают деньги благотворительным организациям, а также НКО, действующим в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Льгота распространится и на тех, кто вносит средства в целевой капитал НКО (кроме того, пожертвования можно будет делать не только деньгами, но и ценными бумагами и даже недвижимым имуществом). В перечень видов деятельности, финансирование которых допускается из средств целевого капитала, будет включена и охрана окружающей среды, пообещал президент. Наталья Поппель, начальник отдела корпоративной социальной ответственности "Северстали", рада таким поправкам и считает, что они будут стимулировать компании направлять больше средств на благотворительность.

Наконец, самые пока немногочисленные предложения связаны с возможными мерами поддержки НКО со стороны органов власти. В законе о благотворительности должен появиться пункт, который гласит: региональные власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности. Такая норма даст местным властям возможность при желании поддерживать НКО так же, как малый бизнес, например давать НКО право продлевать договор аренды занимаемого помещения, объяснил "Ведомостям" член Общественной палаты и участник рабочей группы по либерализации закона об НКО Владислав Гриб.

Председатель клуба бухгалтеров и аудиторов НКО Павел Гамольский считает, что все предполагаемые изменения помогут развитию "третьего сектора", но в целом предлагаемые меры точечные.

Как ранее объяснил "Ведомостям" член рабочей группы, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, масштабные преференции по отношению к НКО станут возможны после того, как будет усовершенствована внутренняя демократия самих НКО, прозрачность их менеджмента и его подотчетности учредителям. Пока типичную российскую НКО контролирует ее оплачиваемый менеджмент, основная часть российских НКО невелика по масштабам: по данным мониторинга ГУ-ВШЭ, треть действующих НКО вообще не имеет наемных сотрудников, в каждой четвертой их насчитывается от одного до пяти, в каждой 10-й - по 6-10 человек и т. д., а более 30 сотрудников только в 7% организаций. По оценке руководителей НКО, почти 3/4 организаций не хватает средств для полноценного выполнения задач и лишь 3% НКО могут позволить себе создание финансовых резервов.

А Юрий Благов, директор центра корпоративной социальной ответственности PwC, уверен, что новые предложения не скажутся на объеме корпоративных пожертвований. "Не думаю, что какое-то решение этот процесс может существенно ускорить, - сомневается он. - Скорее это будет происходить через понимание организациями важности благотворительности".