• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто защитит школу

Трибуна. 2010. № 25. 8 июля

Российское законодательство несколько лет назад открыло возможности для создания общественных управляющих советов общеобразовательными учреждениями. Пришло время выделить и распространить опыт лучших из них, чему должен способствовать конкурс среди этих структур. "Сейчас идет этап зарождения школьной демократии, - считает ректор Государственного университета - Высшей школы экономики, член ОП Ярослав Кузьминов, - управляющие советы проявят себя в полной мере не ранее, чем через 10 лет"

Школа - институт общественный, а значит - нуждается в том, чтобы граждане участвовали в ее судьбе. Именно поэтому российское законодательство несколько лет назад открыло возможности для создания общественных управляющих советов общеобразовательными учреждениями. Пришло время выделить и распространить опыт лучших из них, чему должен способствовать конкурс среди этих структур. Он начался 30 июня, а итоги будут подведены в конце ноября. В числе его организаторов Комиссия Общественной палаты по развитию образования и Институт развития государственно-общественного управления образованием.

Согласно закону, управляющие советы являются органом самоуправления. Но, по существу, это структура соуправления школой. Судите сами... Среди функций, которые вправе выполнять совет:утверждение основных направлений развития этого учреждения, контроль над выполнением государственного образовательного стандарта, что особенно актуально в преддверии его принятия, решение о введении или отмене единой формы одежды обучающихся, согласование бюджета данного заведения... Заметим, именно совет аккумулирует внебюджетные средства, что делает их прозрачными, позволяет расходовать в интересах школы. Кстати, по экспертным оценкам, в 2009 году объем таких средств составил 150 млрд рублей.

Понятно, причастность совета к материальным ресурсам существенно повышает его значимость и делает отнюдь не последней спицей в колеснице школьного управления. Этому способствует и состав совета. В него входят родители детей, которые учатся в данном заведении, сами учащиеся, преподаватели этой школы, а также люди, которые могут оказать ей посильную поддержку. Причем участие ребят особенно важно. Как без обиняков сказал народный учитель России, член ОП Ефим Рачевский, "это не позволяет администрации врать, поскольку дети каждый день находятся в школе и все видят своими глазами". Такой совет может оказать положительное воздействие и на учебный процесс, поскольку как орган общественного давления способен поддержать хорошего учителя и, наоборот, выразить недоверие нерадивому преподавателю.

Первые управляющие советы в нашей стране появились в 2006 году. Сейчас они есть в 75 регионах. Остальные субъекты РФ пока не обладают необходимой нормативной базой для создания таких структур. Однако тенденции очевидны. Предполагается, что к 2012 году управляющие советы будут иметь все наши школы. Но быть - это еще не значит соответствовать тем высоким целям, которые перед ними стоят. Не случайно Ефим Рачевский заметил, что примерно половина созданных советов существует только на бумаге:"К сожалению, директор в школе, имеющей управляющий совет, сейчас похож на просвещенного монарха. Если монархия просвещенная, то это позволяет советам нормально работать, а когда - нет, результат соответственный".

В любом случае современному школьному образованию монархия ни к чему. В то же время вполне объяснима и недостаточная эффективность управляющих советов. Они еще не накопили нужного опыта управления. "Сейчас идет этап зарождения школьной демократии, - считает ректор Государственного университета - Высшей школы экономики, член ОП Ярослав Кузьминов, - управляющие советы проявят себя в полной мере не ранее, чем через 10 лет".

Надо сказать, их становление никак нельзя сравнить с одиночным плаванием. Существуют структуры, которые помогают им обрести необходимый багаж знаний. Так, Институт развития государственно-общественного управления образованием, который является некоммерческой общественной организацией, был создан для того, чтобы содействовать расширению общественного участия в управлении образованием. Этим институтом разработаны методические программы, которые помогают общественникам работать в школе. Они могут пройти необходимое обучение и в режиме онлайн на сайте этой организации.

"Перед нами пример того, как НКО работает в образовании, - говорит Ярослав Кузьминов. - Обучение людей формам значимой общественной деятельности чрезвычайно важно, так как помогает становлению системы участия общества в управлении школой".

Новая ступень в этом процессе - конкурс среди управляющих советов. Он позволит выделить лучшие из этих структур, использовать их опыт в деятельности всех таких советов.