• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Задача ведущих вузов - стать опорой государства в модернизации образования

Ректор ВУЗа. 2011. № 1. 31 января

В Уральском федеральном университете имени Б.Н. Ельцина ( УрФУ ) 1 ноября состоялась Первая конференция ведущих университетов России

Союз лидеров

Впервые в Екатеринбурге собрались более 30 ректоров ведущих вузов страны: Санкт-Петербургского государственного университета и Московского государственного университета, ректоры семи федеральных университетов – Сибирского, Казанского, Южного, Уральского, Северного, Дальне-Восточного и Северо-Восточного, руководители 22 национальных исследовательских университетов. Присутствовал также первый заместитель руководителя администрации Президента РФ В. Сурков,министр образования и науки РФ А. Фурсенко, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Н. Винниченко, губернатор Свердловской области А. Мишарин.

Столь высокое собрание было организовано Ассоциацией ведущих университетов, созданной 2 июня 2010 г. по инициативе ректоров Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики и Уральского федерального университета. Основными темами конференции стали вопросы управления, развития науки и инновационного потенциала студенческой молодежи. Участники форума обсудили конкурентную  стратегия развития вузов, роль личности ректора в управлении университетом, проблемы привлечения студента к выполнению научно-исследовательских  работ, создания современных междисциплинарных научно-образовательных центров для расширения связей с промышленностью и другие.

Открывая пленарное заседание, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что перед ведущими вузами стоит задача обеспечить реальную интеграцию образования, науки и бизнеса, а также изменить отношение к качеству образования. «На вас лежит ответственность за то, какой будет высшая школа через три-четыре года», подчеркнул Фурсенко.

С основным докладом «Вызовы  российского образования и задачи Ассоциации ведущих университетов России» на конференции выступили инициаторы создания ассоциации: ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев,ректор Национально исследовательского университета – Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

По словам Николая Кропачева, новый союз будет содействовать развитию системы высшего образования и науки в целом. «Объединив усилия, мы сможем решить многие задачи», - подчеркнул он. По мнению Ярослава Кузьминова, ведущие университеты России несут прямую ответственность за состояние национальной системы высшего образования: «Мы обязаны не только предлагать те или иные меры, но и быть опорой государства в модернизации образования».

Говоря о задачах, которые стоят перед ассоциацией, Кузьминов выделил такие направления работы, как обеспечение прозрачности высших учебных заведений для потребителей государства, подготовка новых преподавателей для российских вузов и повышение квалификации действующих преподавателей. По его мнению, важно поднять финансирование на одного студента в ведущих университетах России. «Они имеют особую миссию. Во-первых, их преподаватель должен вести научную работу, а это значит, что у него должна быть более низкая учебная нагрузка. Во-вторых, эти университеты имеют значительно большую долю магистратуры и аспирантуры по сравнению с массовыми вузами. А программа магистратуры значительно дороже бакалавриата», - считает Ярослав  Кузьминов.

В Ассоциацию ведущих  университетов России вошли федеральные университеты и национальные исследовательские университеты, обладающие опытом, который позволит существенно повысить отдачу от образовательной, научной и инновационной деятельности.

Взаимодействие ведущих вузов страны и объединение их усилий – цели, которые преследует ассоциация. В частности, она должна стать площадкой для обмена опытом, совершенствования нормативно-правовой базы, содействия созданию ресурсных центров, научных и инновационных программ.

По словам Кузьминова. Ведущие вузы должны заняться вопросом улучшения качества образовательных услуг. Для этого члены ассоциации должны контролировать деятельность участников образовательного процесса, осуществлять внешнюю аттестацию выпускников вузов и отслеживать информацию об их трудоустройстве и уровне заработков.

«Мы должны создать внешнюю экспертную структуру с участием международных экспертов, международных ученых для оценки качества наших образовательных программ», - отметил ректор.

Ведущие российские вузы также должны проводить регулярные внутренние экспертизы своей деятельности с участием других вузов-участников ассоциации.

Кузьминов отметил, что российским высшим учебным заведениям для повышения качества работы необходимо начать обеспечивать прозрачность собственной деятельности на всех этапах – от зачисления абитуриентов до защиты их квалификационных работ

Ассоциация вузов, по мнению Кузьминова, может заняться подготовкой требований к обязательному пакету информации, включая кадровую и финансовую, которую должны будут публиковать вузы на сайтах.

Президент ассоциации Н. Кропачев сообщил, что члены ассоциации уже направили в адрес Минобрнауки ряд конкретных предложений по модернизации системы высшего образования в России.

«Это и вопросы определения приоритетных национальных программ тех, которые были, и тех, которые продолжают развиваться. Это предложения по созданию и изменению тех нормативных правил, которые существуют в РФ в области науки и образования, в том числе связанные со стимулированием системы оплаты труда в разных формах, с проведением конкурсных процедур, проведением  олимпиад, в первую очередь, всероссийских олимпиад. Это все направления, которые являются актуальными», - сказал ректор СПбГУ.

И Фурсенко, и Кропачев отметили, что целью  создания ассоциации является конструктивное взаимодействие высших учебных заведений с органами власти.

По словам Кропачева, еще одной важной задачей созданной ассоциации является обеспечение сетевого взаимодействия российских вузов, находящихся в разных регионах страны, для того чтобы создать единую систему взаимного использования различных ресурсов.

Ставка на иностранных ученых

Первый заместитель главы администрации Президента РФ Владислав Сурковпоставил перед руководителями ведущих российских вузов задачу с удвоенной энергией привлекать к работе в университетах иностранных специалистов. При этом он уточнил, что речь идет не о том, как заменить нашу науку иностранной, а о том, как создать в России эффективные и плодотворные  международные творческие коллективы. «Мы знаем, что в ряде направлений исследователи и ученые с Запада и Востока шагнули дальше, чем мы, - развил свою мысль выступавшим. – Здесь я никакой трагедии не вижу, нужно просто прагматично действовать и пытаться интегрировать их сюда».

Таким образом, Кремль фактически обязал крупнейшие вузы России брать на работу иностранных преподавателей, поскольку через них власть намерена получить современные достижения зарубежной научной мысли.

«Мы будем настаивать, чтобы у нас работали иностранные специалисты-исследователи. Давайте выполним задачи, поставленные высшим руководством страны», - сказал Сурков.

Одним из шагов в этом направлении стал специальный федеральный грантовый конкурс, на который российские вузы представили более 500 проектов, предусматривающих приглашение ведущих российских и зарубежных ученых. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко,организаторы конкурса сознательно ужесточили процедуру экспертизы. Оценивая личности приглашаемых ученых, уровень университета-заявителя и качество заявки, иностранные и отечественные эксперты стремились определить, как реализация проекта будет способствовать инновационному развитию России.

И хотя вначале планировалось предоставить 80 грантов, в итоге было решено профинансировать только 40 проектов, представленных 26 вузами из 13 регионов.

Как с сожалением отметил полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном  округе  Николай Винниченко, из вузов Уральского федерального округа в число победителей вошел лишь один – Тюменский государственный университет. Однако, по мнению полпреда, высокий потенциал уральской науки образования все-таки позволит и другим вузам включиться в решение поставленных задач. Возможность создать условия, которые обеспечат расширение сотрудничества с зарубежными университетами, в том числе за счет прямых связей, с опорой на собственные впечатления от недавней поездки в Массачусетский технологический институт в США подтвердил и губернатор Свердловской области  Александр Мишарин.    

Призвание иностранных ученых не означает пренебрежения к собственным, отметил  Андрей Фурсенко.Но только так можно решить сегодняшнюю патриотическую задачу – привлечь в Россию то, что сегодня в ней отсутствует.

Рассказывая представителям органов власти и коллегам о том, что предпринимается в их вузах для интернационализации образования и научных исследований, ректоры ряда университетов, в том числе победивших в грантовом конкурсе, подчеркнули, что многие иностранцы вполне готовы ехать в Россию. При этом зарубежных ученых в первую очередь интересует возможность самостоятельно принимать решения и работать с высокоодаренными студентами, материальное же обеспечение отходит на второй план. Некоторые проекты, не получившие федеральный грант, вузы намерены осуществить на собственные средства. Прозвучали и предложения об изменении ряда юридических норм, в том числе в налоговом законодательстве.

По словам ректора УрФУ Виктора Кокшарова,интернационализация образования и науки России сегодня превращается из маргинальной, второстепенной задачи в первоочередную. Разделив это мнение, Владислав Сурков  в завершение разговора вновь подчеркнул, что интеграция с мировым, зарубежным образовательным и научным пространством является необходимым условием качественных изменений в России, «единственным способом за относительно небольшие деньги подняться на новую ступеньку развития». Государство будет и дальше поддерживать российскую науку, но вместе с тем ожидает от неё практической отдачи. А поскольку в современном свободном обществе тотальная мобилизация невозможна. Необходима группа лидеров, за которой пойдут все остальные. Стать этой группой и должны ведущие вузы страны.

По словам Суркова, конечной целью массового привлечения иностранных ученых должно быть повышение уровня российских научных кадров. Таким образом, он призвал проводить политику «штучного отбора», поскольку человек – это самый ценный клад, который можно найти.

Его поддержал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, заявивший: «Пусть иностранцы приезжают, формируют вокруг себя кружок талантливых русских учеников и учат их самому передовому».

Денежный вопрос

Андрей Фурсенко оттенил другую сторону той же проблемы. В частности, он высказал мнение, что средняя заработная плата преподавателя в ведущих вузах страны должна быть примерно равной заработной плате сотрудника РАН.

Министр отметил некоторые тенденции дальнейшего развития школы, рассказал о критериях оценки деятельности аспирантуры, профессуры и о том, как должны начисляться стипендии и зарплаты в научной среде.

Он напомнил, что с 2011 г. финансирование вузов переходит на систему субсидий и среднюю зарплату педагогов высшей школы необходимо поднимать, но при одном условии: вырастут доходы не у всех.

«Это не будет раздача денег всем и каждому. Будет оценка эффективности каждого сотрудника. Результаты должны быть представлены в Интернете. Всем должно быть известно, какие требования предъявляются к ученым, какие результаты они должны показать и за что они получают зарплату. Необходимо понимать, что равномерного увеличения зарплат не будет».

Сегодня вузовский преподаватель в субъектах Федерации получает в среднем 20 тыс. рублей, в столице эта сумма чуть выше – 27 тыс. «Сотрудничество вузов с преподавателями будет эффективным только в том случае, если зарплату сотрудникам в регионах поднять до 35-37 тыс. рублей, а в Москве – до 59 тыс. рублей», - считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Между тем ученые требуют  уже не столько зарплату, сколько улучшение условий труда. Они просят от властей современное оборудование и лаборатории, где можно проводить качественные опыты и исследования. Минувшей осенью академики РАН и вовсе перешли от слов к действиям и вышли на улицы со своими требованиями.

Бюджет, который выделяется на академическую науку, включает в себя только зарплатную часть, поэтому не развивается приборная база. Академическая наука становится все менее и менее конкурентоспособной. Средний возраст оборудования в лабораториях РАН -14 лет при норме в 4-5 лет. О чем тут можно говорить?

Проблема интеграции образования, науки и экономики не может быть решена без реальной поддержки аспирантов и молодых преподавателей российских университетов. Министр считает, что поддерживать аспирантов жильем, современными лабораториями, достойными стипендиями необходимо, однако не все выпускники идут в аспирантуру исключительно ради науки.

Сегодня только 23% аспирантов защищают диссертации. Мы увеличили срок аспирантуры с 3 до 4 лет. Необходимо существенно увеличивать стипендии, но надо понимать, что значительная часть выпускников идет в аспирантуру не для того, чтобы наукой заниматься, а чтобы потусоваться. Мальчики – от армии бегают, девочки – просто не знают куда деваться. Вузы, в свою очередь, не готовы обеспечить нормальную стипендию аспирантам. Раз не могут – не надо и просить увеличения мест для аспирантуры. Нет денег – не строй коммунизм. Это старая шутка», - сказал Андрей Фурсенко.

Министр напомнил участникам конференции, что в 2010 г. финансирование высшей школы не уменьшилось, несмотря на экономический сложный период. Федеральный бюджет выделил 90 млрд рублей на развитие научных исследований в университетах и институтах. Однако А. Фурсенко видит проблему в том, «что в абсолютном большинстве российских вузов, включая ведущие, работают очень слабые финансово-экономические службы». По словам министр, они не могут рационально распорядиться финансами, и «многие сотрудники таких подразделений просто не знакомы с действующим законодательством». В то же время министр упрекнул вузы в отсутствии конкретных инициатив по улучшению государственной политики в сфере образования. «Университеты обычно ограничиваются «плачем Ярославны», а конструктивных предложений не высказывают», - заключил министр.

Не обошлось на конференции и без обсуждения темы «утечки мозгов». По мнению Андрея Фурсенко, не так хорошо на Западе, как об этом говорят: «Количество ученых, которые остаются в науке, начинает расти. Если мы поставим адекватную систему повышения зарплат, то мы сохраним ребят. Говорить о том, что наши ученые, аспиранты повально уходят в бизнес и едут работать за границу, нельзя. Условия там не такие комфортные, как говорят, и ждут там далеко не всех».

Однако некоторые российские преподаватели с успехом читают лекции в Европе. Как же они оценивают сложившуюся в России ситуацию? Преподаватель УрФУ профессор Дмитрий Стровский, который совмещает научную и педагогическую деятельность в России и за границей, считает, что российское образование и высшая школа не выдерживают никакой критики.

«Ректор говорит, что к 2020 г. УрФУ должен войти в 200 лучших университетов мира. Ну, слушайте, так не шутили даже дореволюционные конферансье. Как мы можем попасть в число лучших университетов мира, когда ни одного российского вуза нет даже в первой сотне? Здесь ведь необходимо определенное количество преподавателей, которых приглашают читать лекции в другие вузы мира, наличие нобелевских лауреатов и лауреатов престижных премий, это объемы цитируемости ученых вуза. Это вопрос денег, а они не заложены на эти цели. Закладываются сегодня деньги на компьютеризацию, на ремонтную базу, но на приглашение зарубежных преподавателей в Россию средства сегодня не закладываются», - отметил Дмитрий Стровский.

Кстати, и сам Фурсенко недоволен тем, что сегодня происходит в высшей школе и вынужден констатировать, что денег много не бывает, а на образование и науку – тем более.

«Я считаю, что одна из задач ассоциации – конструктивное взаимодействие критиков того, что происходит в высшей школе. У нас сегодня есть большая неудовлетворенность тем, как работает высшая школа, как развивается наука», - пояснил министр.

Между тем, по плану руководства страны наука сегодня должна работать на её модернизацию. По словам первого заместителя руководителя администрации Президента РФ Владислава Суркова, сегодня необходимо поддерживать развитие высоких технологий, вузовской науки. «Мы должны добиться благополучия отечественной экономики и науки, - подчеркнул Владислав Сурков. – Без них наша страна не будет развиваться».