• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подушевая демократия

Московские новости. 23 июня 2011

Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин об исследовании Renaissance Capital и демократизации общества

Россия стала самой богатой в мире "слабой демократией". Дальнейший рост ВВП на душу населения может изменить политическую ситуацию - с вероятностью почти 30% Россия может превратиться в "сильную", то есть полноценную демократию уже в ближайшие годы. Так считают аналитики Renaissance Capital.

Экономический рост в России составит 4,9% в этом году и 4,6% в следующем, прогнозируют в Renaissance Capital. Но долларовый ВВП на душу населения растет намного быстрее: до $12,3 тыс., то есть более чем на 20% в этом году и еще на 16% в следующем (до $14,3 тыс.). Это делает Россию самой богатой страной со слабой демократией, пишет группа аналитиков инвестбанка во главе с Чарльзом Робертсоном в докладе "Революционная природа роста". В слабых демократиях сочетаются элементы демократической и авторитарной системы, например управляемые выборы и свободный интернет.

Но сравнительно высокие доходы населения позволяют аналитикам банка прогнозировать, что Россия с вероятностью около 30% сможет в ближайшие годы избавиться от элементов авторитаризма и стать "сильной" демократией. Свой прогноз авторы доклада построили на анализе макроэкономической статистики 150 стран мира за 1950-2009 годы. Они выявили связь роста ВВП на душу населения с изменением политической системы.

Оказалось, что для авторитарных режимов наибольший риск наступает, когда душевой ВВП перешагивает отметку $6 тыс. Вероятность изменения системы в течение ближайших нескольких лет сразу вырастает на четверть с 5,1 до 6,4%. Ситуация еще более обострится, если после периода роста доходы вновь начнут снижаться. Тогда риск для власть предержащих сразу подскакивает до 15,5%. Именно эти тенденции наблюдались в последние годы, например, в Тунисе и других странах Ближнего Востока, а также в Белоруссии.

Может быть и обратная тенденция. Для демократических режимов зона серьезного риска начинается при падении подушевого ВВП ниже $800 - вероятность свержения системы в этом случае приближается к 8%. У слабых демократий своя специфика. Авторы доклада нашли 21 страну, которые относились к этой категории, при этом имея, как и Россия, подушевой ВВП выше $10 тыс. Шесть из них после преодоления этой отметки перешли в разряд "сильных демократий". Так что шансы России - 28,6%.

"Самым удивительным для нас стало то, что данные показали: Россия в ближайшие годы скорее всего превратится в сильную демократию, а не во что-то иное", - признают аналитики Renaissance Capital. Но эти прогнозы вряд ли сбудутся, если ВВП пройдет зону риска и достигнет $19 тыс. При таком уровне жизни и автократии - например, нефтяные монархии Персидского залива - и демократии становятся, по выражению авторов доклада, "бессмертными". Им уже ничего не угрожает.

Возможно, кстати, что Россия уже достигла этого уровня. По методике подсчета подушевого ВВП, которую используют эксперты ОЭСР, в 2010 году этот показатель для России составил $19 тыс. На эти оценки ссылался недавно премьер Владимир Путин.

Среди автократий в группу риска попадает бурно растущий Китай. Его ВВП на душу населения, по оценке Renaissance Capital, в 2011 году составит $5,3 тыс, а в 2012-м - $6,5 тыс. "Коммунистическая партия Китая права, когда боится революции. История доказывает, что ей очень повезет, если до 2017 года в стране не установится демократия", - пишут эксперты. Из стран Ближнего Востока наибольшую озабоченность у авторов доклада вызывает Иран, где ВВП на душу населения колеблется около отметки в $10 тыс.

Научной руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин скептически оценивает подобные расчеты. "Я и мои коллеги рассчитывали, что богатство будет распространяться в России сначала в верхушке, а потом все ниже и ниже, больше людей будет жить самостоятельно (без расчета на помощь государства). Тогда бы и произошла демократизация общества, - комментирует Ясин. - Но этого не получилось. Мы видим сегодня разрыв между слоями общества, а попытки навязать демократию провалились". Опыт прошедшего десятилетия фактически идет в разрез с выводами аналитиков банка.

Реакция на рост доходов может быть разной. Лояльность москвичей по отношению к госорганам падает по мере роста их дохода, особенно сильно это заметно у мужчин, - рассуждает Сергей Белановский, директор по социальным и экономическим исследованиям Центра стратегических разработок. В регионах наблюдается обратная тенденция: по мере роста доходов люди становятся ближе к региональной власти и лояльность растет.

Если критика первой группы достаточно конструктивна, то в недовольстве бедного населения преобладают скорее эмоции. "Этот перелом произошел в течение последнего года. Люди на наших фокус-группах злые, но им не хватает понимания того, что происходит, - пояснил Белановский. - Я в этом вижу серьезную опасность, так как на чувствах этих людей можно играть". Значительная часть населения остается за бортом экономического роста, а это, считает Белановский, очень опасно.