• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пример Пикалево заразителен

Труд. 2009. № 101. 8 июня

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: "Россия занимает особое положение среди других государств. У нас рабочий класс после утраты своей гегемонии практически не борется за свои права. Сейчас это на руку экономике, потому что массовые протесты, вдохновленные примером Пикалево, только ухудшили бы ситуацию".

Примерно 100 городов России находятся в такой же ситуации, как Пикалево. Градообразующие предприятия либо стоят, либо вот-вот остановятся. Зарплату не платят или систематически урезают. После того как премьер-министр лично решил часть аналогичных проблем в Пикалево, жители других моногородов тоже надеются на его помощь.

Акции протеста уже идут в Байкальске, где с 3 июня голодают 48 рабочих Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Им до сих пор не выплатили зарплату за февраль, март, апрель и май нынешнего года. Рабочие и профсоюз Гурьевского металлургического завода в Кемеровской области на прошлой неделе написали письмо премьер-министру с просьбой разобраться в причинах остановки предприятия.

Письмо Путину собираются писать работники нижнетагильского Уралвагонзавода (УВЗ), там в ближайшее время без работы могут остаться 24 тысячи человек. Поупражняться в эпистолярном жанре хотят и рабочие Златоустовского металлургического завода (ЗМЗ), признанного в начале июня банкротом. По оценкам Института современного развития, проблемных моногородов на территории страны около сотни. У них почти одинаковые проблемы, вопрос в том, можно ли их решить так же, как в минувший четверг продемонстрировал Путин в Пикалево.

Златоуст

В Златоусте уже 5 июня 6 тысячам рабочим Златоустовского металлургического завода выплатили задолженность по заработной плате за апрель - 35 млн. рублей. Здесь не обошлось без вмешательства городской прокуратуры, которая как раз закончила проверку и вынесла решение. Но в целом это не решает ситуацию на ЗМЗ. 2 июня руководство предприятия обратилось в арбитражный суд о признании завода банкротом. Сейчас работа здесь приостановлена, на полном рабочем дне - только 927 человек: это дежурный персонал, охрана предприятия и металлурги, обеспечивающие работоспособность тех агрегатов, которые еще неостановлены. Если предприятие признают банкротом, то на улице окажется несколько тысяч человек, и тогда они вполне смогут обратиться с просьбой о помощи к премьер-министру.

Гурьевск

Гурьевский металлургический завод возобновит работу 8 июня. Об этом сообщил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев после переговоров с представителями нового собственника Гурьевского металлургического завода - "Банка Санкт-Петербург". Кроме того, они договорились о безвозмездной передаче котельной завода в собственность муниципалитета, что, как надеются власти, гарантирует, что город будет обеспечен теплом и горячей водой следующей зимой.

Еще в начале прошлой недели Аман Тулеев обратился к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой разобраться в ситуации с приостановкой Гурьевского метзавода, а глава профсоюза Юрий Кауфман отправил Владимиру Путину телеграмму, их позиция совпадала: оба были убеждены, что прежние собственники - группа компаний "Эстар" - намеренно ведут завод к банкротству.

Байкальск

В Байкальске положение становится все напряженнее. Начиная с 3 июня здесь голодают уже более 50 бывших работников Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Укутавшись в одеяла, голодающие - в основном это женщины 30-45 лет - сидят на центральной площади города возле стихийного палаточного лагеря и требуют немедленно погасить четырехмесячную задолженность по заработной плате и пособиям - более 100 млн. рублей. В пятницу, когда в Байкальске лил дождь, а температура воздуха резко упала, местные предприниматели привезли голодающим тенты, а сотрудники районного отделения милиции - передвижной вагончик с мини-печкой, чтобы люди могли греться.

По словам генерального директора БЦБК Антона Завалковского, денег на погашение задолженности нет. Имущество комбината продать нельзя, потому что оно находится под арестом. В пятницу чиновники уже встречались с голодающими: на встречу с ними пришли около 300 человек - все участники голодовки и часть попавших под сокращение работников комбината. Им пообещали, что выплаты пособий начнутся 20 июня, их получат первые уволенные с комбината - около 150 человек. Но работников это не устроило, и они решили голодать до тех пор, пока всем уволенным не дадут зарплату.

Сегодня представители иркутских профсоюзов проведут митинг вблизи федеральной автотрассы М53 и Транссиба с требованиями погасить долг по заработной плате, а также создать новые рабочие места в Байкальске. "Ходят разговоры, чтобы, как в Пикалево, перекрыть федеральную трассу  "Байкал" или Транссибирскую магистраль, - сказал лидер профсоюзной организации БЦБК Александр Шендрик. - Я сомневаюсь, что Путин знает о том, что у нас происходит".

Нижний Тагил

На Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле еще недавно речь шла об увольнении 24 тысяч рабочих. Профсоюзы тогда объявили о своей готовности к акции протеста. Но протестовать не потребовалось: 4 июня, когда Владимир Путин был в Пикалево, глава УВЗ встретился с мэром Нижнего Тагила и представил свой план вывода завода из кризисной ситуации. Он сообщил, что уже заключены новые договоры на производство цистерн и вагонов и что если в мае было заказано около 170 цистерн, то в июле - уже 500. Благодаря этому из вынужденных отпусков вызвали 6,5 из 24 тысяч рабочих. Кроме того, в скором времени Уралвагонзавод, где помимо вагонов производят танки, получит гособоронзаказ на производство совершенно нового изделия - какого, пока держат в секрете. Долгов по зарплате нет, а новые заказы позволят вызывать все больше работников из вынужденных отпусков, заявил представитель УВЗ Олег Сиенко.

Среднеуральск

К акциям протеста прибегают даже работники сравнительно благополучных предприятий. В пятницу, 5 июня, работники Среднеуральского бокситового рудника в Свердловской области провели акцию протеста. Несколько десятков человек час стучали касками об асфальт и пикетировали главное здание своего работодателя - компании СУБР, которая входит в холдинг "Русал" Олега Дерипаски. В первую очередь пикетчики требовали от компании вернуть им дотации на питание, которые отменили с 1 июня. Управляющий директор СУБРа Александр Сафонов, который спустился к пикетчикам, убеждал их, что это временно. Если требования шахтеров останутся невыполненными, то будут рассматривать возможность организации митинга или забастовки, сообщил Валерий Золотарев, председатель независимого профсоюза горняков.

В акции приняли участие 50 человек. Такие данные привел представитель "Русала" Роман Лукичев. Протестующих работников было почти в два раза больше - 80-90 человек, сообщил Валерий Золотарев.

Масштаб

40% российского ВВП производят моногорода

460 монопрофильных городов в России

25  миллионов человек живут в монопрофильных городах и поселках

100 моногородов, по оценкам Института современного развития, имеют ситуацию, сходную с пикалевской

80% местного бюджета могут достигать налоги градообразующих предприятий

67% моногородов имеют население 20-50 тысяч человек

Источник: Институт региональной политики, Институт современного развития


Евгений Ясин, научный руководитель Высшей Школы Экономики, член общественной палаты России:

- Россия занимает особое положение среди других государств. У нас рабочий класс после утраты своей гегемонии практически не борется за свои права. Сейчас это на руку экономике, потому что массовые протесты, вдохновленные примером Пикалево, только ухудшили бы ситуацию. Но неотстаивание своих прав на протяжении прошедших 8 лет стабильности привело к тому, что у нас проблемы практически не разрешались. Были частные примеры, когда Александр Хлопонин, тогда еще председатель правления "Норильского никеля", финансировал переезд пенсионеров с севера Красноярского края, где были крайне тяжелые условия проживания и работы, на юг. Но эта ласточка не сделала весны.

Наталья Долженкова, коммерческий директор кадрового агентства Kelly Services:

- Пикалево - это знаковый пример для работодателей. Руководителям предприятий сейчас стоит задуматься. Главное для них теперь - чтобы компании не останавливали работу и сохранялись рабочие места. Это ключевой пункт сохранения социальной стабильности. Мы пока еще не прошли точку невозвращения в отношениях работников и работодателей. С другой стороны, рабочим не стоит вдохновляться примером Пикалево, ведь забастовка - не решение проблемы. Да и далеко не во всех монопрофильных городах есть федеральные трассы, чтобы их перекрывать.

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода:

- Я думаю, что пока не стоит ожидать, что вдохновленные примером Пикалево жители других городов массово выйдут бастовать. Ситуация в большинстве моногородов пока не настолько критичная. Пока что в зоне риска только 10%, то есть около 40 городов с единственным предприятием. С другой стороны, экономическая ситуация может ухудшиться. Для этого достаточно, чтобы цена на нефть в районе 30 долларов за баррель продержалась полтора месяца. Вот в этом случае число проблемных моногородов значительно вырастет, рабочие пойдут бастовать, помня, что в Пикалево протест помог разрешить проблему. Правда, тогда уже на всех бюджетных денег не хватит.