• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Владимир Путин устал давать в долг

Независимая газета. 5 октября 2009

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин: «Вместо того чтобы поддерживать спрос на продукцию, государство выделяет огромные деньги на погашение долгов компаний».

В пятницу на заседании президиума правительства премьер Владимир Путин устроил министрам и вице-премьерам допрос с пристрастием, выясняя куда и на что предприятия, получающие в рамках антикризисной программы госпомощь, тратят деньги. Внятного ответа не услышал, поэтому и потребовал гарантий, что средства федерального бюджета не уйдут как вода в песок, что уже не раз бывало в случае с АвтоВАЗом и другими системообразующими предприятиями.

Начало заседания президиума правительства не предвещало малоприятных объяснений членов кабмина с Владимиром Путиным. Разговор открыла глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, поведавшая коллегам о том, как умные могут становиться богатыми. Инвестфорум с таким названием на днях состоялся в Омске. Впрочем, в Омске искали ответ и на вопрос, как повысить эффективность государственных институтов развития, поддерживающих инновации.

Упоминание об эффективном госуправлении экономикой имело последствия для главы Минпромторга Виктора Христенко, когда тот давал комментарии по реализации комплексной программы по финансово-экономическому оздоровлению и повышению устойчивости работы завода «Севмаш» — одного из основных стратегических предприятий отечественного судостроения. За 2009 год, по словам министра, был принят комплекс мер, связанных с повышением текущей эффективности, устойчивости заказов «Севмаша».

«Решение по выделению 4 миллиардов рублей в качестве дополнительного вклада в уставный капитал позволяет повысить кредитную устойчивость предприятия уже в обновленном виде», — отрапортовал Христенко. Это решение — логичный предвестник другого, которое будет приниматься на следующей неделе наблюдательным советом ВЭБа по пролонгации кредита «Севмашу» на срок до 5 лет в объеме 6 млрд. руб. Все эти меры рассчитаны на рост объемов производства предприятия на более чем 30% — до 39 млрд. руб. по итогам 2009 года. «Это позволяет достаточно уверенно смотреть и в 2010 год», — заверил министр.

Однако Путин на слово не поверил и потребовал гарантий того, что казенные деньги потратят с пользой для дела. «Мы хорошо знаем проблемы этого предприятия. И долговые проблемы, и технологические. Эти 4 миллиарда рублей, так, положа руку на сердце, реально будут менять там ситуацию?» — в лоб спросил он. И услышал то, что хотел услышать в данной ситуации. «Эти 4 миллиарда — абсолютно осмысленное, необходимое звено в общей цепочке запланированных действий. Сами по себе они, конечно, никогда не изменили бы ситуацию, но во всей совокупности действий, которые сегодня реализуются, они абсолютно осмыслены и необходимы», — подчеркнул Христенко.

«Осмысленность и необходимость» расходования госсредств Путин методично продолжил искать в мерах поддержки АвтоВАЗа. При этом складывалось впечатление, что он устал одалживать и хотел бы иметь четкое представление, что деньги не уйдут в песок. Глава правительства поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову провести соответствующий анализ. «6 октября мы будем рассматривать на заседании правительственной комиссии подходы по реформированию автопрома, где вопросы реформирования АвтоВАЗа будут серьезным образом рассмотрены», — отозвался чиновник.

По его словам, уже рассмотрены различные сценарии, предложенные руководством автогиганта, и в настоящий момент было бы целесообразно поддержать планы АвтоВАЗа по сокращению до 5 тыс. человек. «АвтоВАЗ для осуществления этой работы попросил определенной поддержки у федерального правительства», — буднично сообщил Шувалов. «Какой поддержки?» — насторожился Путин.

«Эта поддержка будет носить финансовый характер», — обескуражил премьера Шувалов. Но назвать точную цифру не смог, сославшись на то, что надо все дополнительно посчитать. Причем считать придется не только расходы на соцпакет увольняемым сотрудникам АвтоВАЗа.

Еще одна расходная статья — финансирование социальной сферы Тольятти, которую АвтоВАЗ должен будет передать местным властям. Цена этого вопроса — не менее 1,8 млрд. руб.

Путин, похоже, смирился с тем, что ликвидация черной дыры бюджета, называемой АвтоВАЗом, потребует от правительства новых жертвоприношений. Единственное условие, которое он поставил Шувалову, чтобы на этот раз решение было комплексным и касалось не только предприятия, но и всего региона.

Независимые эксперты объясняют внезапный скептицизм премьера при решении вопроса о выделении средств господдержки системообразующим предприятиям более чем скромными результатами, которые правительство получает на выходе. Одно из объяснений, по мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, состоит в том, что помощь оказывается не в том направлении. Вместо того чтобы поддерживать спрос на продукцию, государство выделяет огромные деньги на погашение долгов компаний. Но это не спасает ситуацию. Предприятия, не имея в достаточном количестве заказов, копят все новые и новые долги.

Ясин считает, что причина всему — методологический подход чиновников и бизнеса к распределению госпомощи. Казенные средства в больших количествах достаются, как правило, тем, кто вхож в правительственные кабинеты. Причем эксперт обращает внимание, что бизнес-планы расходования госпомощи, либо формальные, либо вообще отсутствуют, программы оздоровления того или иного предприятия публично не обсуждаются.

«Каждый раз вопрос о получении поддержки из бюджета решается на эмоциях. Серьезные экономические обоснования у нас не в моде. Получается административный произвол, когда многие решения носят сомнительный характер», — резюмирует Ясин.