• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правительство Касьянова ждет отставка? Егор Гайдар считает, что сейчас главное не разогнать реформаторов

Куранты. 2003. № 1. 15 января

Четыре года отечественная экономика переживает беспрецедентный подъем. И все бы ничего, только чем дальше, тем интенсивнее снижаются темпы ее роста. Россия по-прежнему не может угнаться за призраком своего безбедного будущего. Эксперты мучаются вопросом, как удержать экономический подъем. И зачастую не находят ответа. О том, что ждет страну в ближайшие годы, мы попытались узнать у одного из самых известных экономических реформаторов последних лет Егора Гайдара. Сравнение нынешней ситуации со сталинскими реформами и принципами "стимулирования" особого оптимизма не внушили.

Мнения:
Евгений Гавриленков
Евгений Ясин

Четыре года отечественная экономика переживает беспрецедентный подъем. И все бы ничего, только чем дальше, тем интенсивнее снижаются темпы ее роста. Россия по-прежнему не может угнаться за призраком своего безбедного будущего. Эксперты мучаются вопросом, как удержать экономический подъем. И зачастую не находят ответа. О том, что ждет страну в ближайшие годы, мы попытались узнать у одного из самых известных экономических реформаторов последних лет Егора Гайдара. Сравнение нынешней ситуации со сталинскими реформами и принципами "стимулирования" особого оптимизма не внушили.

Растет даже там, где нет Путина
Эксперты справедливо говорят о целом комплексе причин, сыгравших решающее значение в подъеме российской экономики. Первая, разумеется, - обесценивание рубля в 1998 году и благоприятная конъюнктура рынка. Вторая основывается на смене политического курса страны и реформах, которые последовали после избрания в 2000 году президентом Владимира Путина.
- Действительно, реформы, проводимые сегодня, крайне важны, - направляет нас в нужное "русло" Егор Гайдар. - Да, для России конъюнктура нефтяного рынка является важнейшим фактором макроэкономической политики. Но не стоит забывать и еще об одном. Если мы обсуждаем макроэкономические предпосылки страны, то стоит обратить внимание на соседние государства.
Опыт бывших союзных республик показывает, что они переживают такие же процессы, что и Россия. Первые признаки экономического роста появляются в 1994 году в странах Балтии, Армении, Грузии и Азербайджане. С 1999 года промышленность всех стран СНГ развивается активно. Разве что за исключением Украины. Но вскоре и братья-хохлы начали хвастаться успехами.
- В этих государствах не было смены политического режима, - продолжает свою мысль внук красного командира. - Владимир Владимирович Путин там не приходил к власти. Там не проводились реформы по образцу российских, прошедших в 2000-2001 годах. Далеко не все из этих стран являются экспортерами нефти. Но экономический рост можно наблюдать повсеместно. Следовательно, предпосылки, влияющие на подъем, нужно искать в ином. Но где именно, по всей видимости, не знает даже Егор Гайдар.

Приятная неожиданность
Россия не первый раз пытается решить проблемы роста отечественной экономики. По мнению Егора Тимуровича, наиболее красноречивым примером здесь может стать ситуация в нашей стране в начале прошлого века. Революция, в которой взяли верх большевики. Гражданская война. Голод. Разруха. Пролетарии хотят жить "по-человечески". При социализме.
- Первая характерная черта восстановительного роста - это его неожиданность, - хитро усмехается наш собеседник. - В Госплане никто никогда не предсказывал темпов роста, которые начала демонстрировать советская экономика в 1923 г. Такая же ситуация сложилась и в наше время. Если помните, прогноз российского правительства на 2000 г. предполагал рост или падение ВВП на 0, 2%. В планах МВФ значилось 1, 5% роста. Реально же он составил 9%.
Со временем выясняется, что восстановительный рост носит затухающий характер. Действительно, как только формируются институты, позволяющие власти использовать имеющиеся ресурсы, темпы роста начинают замедляться. Ведь вы используете те же ресурсы, те же трудовые силы. И вскоре, по мнению Егора Гайдара, возникает проблема поддержания темпов роста:
- Если помните, попытки форсировать индустриализацию в 1925 году привели к скачку инфляции в конце года. Но тогда темпы роста были еще достаточно высокими. Когда эта дилемма возникла в 1927 году, они по сравнению с предыдущим периодом снизились уже в несколько раз. Теперь попытки удержать темпы роста привели не только к их замедлению, но и к развалу всего экономического механизма.

Кого ждет отставка за "торможение" реформ?
- А теперь давайте посмотрим на современную Россию, - продолжает Егор Тимурович. - Пришло новое правительство. Президент надавил, вложил огромный политический капитал в экономическую программу, дал толчок реформам. А что в результате? Темпы роста затухают, и даже непонятно почему. Так, может, все делается неправильно? Подобные размышления потенциально вредны. Я напомню, что председатель Совнаркома Рыков в первый раз подал в отставку в марте 1928 года именно в ответ на настойчивые призывы товарищей закладывать более амбициозные планы развития производства. Весной 2002 года шла такая же дискуссия, в ней принимал участие президент. К счастью, практических последствий этот процесс не имел. Правительство пока не собирается насыщать экономику дополнительными деньгами и принимать другие меры, подстегивающие неизбежно затухающий экономический рост. Но насколько хватит прочности у правительства в проведении этой политики, покажет только время.
По мнению Гайдара, самая серьезная угроза, с которой сейчас сталкивается Россия, это смена экономического курса. К плачевным последствиям также могут привести отказ от консервативной денежно-бюджетной политики и структурные реформы. И замедление самих реформ.
- Да, они болезненные. Но не стоит забывать, что экономический рост 1990-х в США тесно связан с преобразованиями предыдущего десятилетия, - завершает нашу беседу бывший реформатор Гайдар.

***

Мнения
Госинвестиции в село нужно сокращать
Аркадий Дворкович, замминистра экономического развития:
- Государственный сектор менее эффективен, чем частный. Поэтому государственные расходы нужно сокращать. В первую очередь госинвестиции в сельское хозяйство и промышленность, которые до сих пор активно поддерживаются региональными властями. Стоит задуматься и еще над одним фактом. Почему отечественный ВПК до сих пор на 95% принадлежит государству? В США все ровно наоборот. Не первый год идут разговоры о создании свободных экономических зон на территории России. Проработку этого вопроса нужно ускорить. По всей видимости, СЭЗ могут стать одним из стимулов, поддерживающим рост отечественного ВВП.

Финансовым группам не нужен народ
Евгений Гавриленков, ведущий эксперт инвестиционной компании "Тройка-Диалог":
- Нужно обязательно ускорить реформы. Особенно банковские. Кроме того, экономика России до сих пор состоит из финансовых групп, которым, разумеется, не нужны все 145 миллионов населения страны.

Будет ли чудо без нефти?
Евгений Ясин, экс-министр экономики РФ:
- Зададимся сакраментальным вопросом: возможно ли русское экономическое чудо? Как в Японии, Корее или Китае? Все его ждут, хотят, надеются, что правительство придумает, как его устроить. Но, трезво взвешивая все факторы, придется сказать вот что. Первое - это будет не скоро, во всяком случае не через два-три года. Второе - это возможно только за счет ставки на нововведения и увеличение человеческого капитала; рецепты, испытанные в других странах, вряд ли будут работать у нас. И третье - это вероятно только на основе изменений в институтах и культуре, создающих благоприятную среду для инвестиций, нововведений и развития человека. Только осуществив все либеральные экономические и политические реформы. Впрочем, можно обойтись и без чуда. Жизнь в России при этом получится даже довольно сносной, примерно как сейчас. Пока не закончатся нефть и газ.

Бизнесу необходим дефолт
Олег Вьюгин, первый зампред Центробанка РФ:
- Российский крупный бизнес сейчас не заинтересован в росте. Ему и так хорошо.
Чтобы изменить ситуацию, нужна реальная угроза наподобие августовского дефолта 1998 года.