• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение Это не демпинг, а государственная политика по удушению сельского хозяйства!

OPEC.RU. 2003. № 13:58. 7 марта

Мнение
Это не демпинг, а государственная политика по удушению сельского хозяйства!

Евгения Викторовна, у правительства появился реальный шанс избежать бюджетных потерь, которые Минфин оценивает в несколько сотен миллионов долларов, пишут "Ведомости". Под лозунгом спасения сельского хозяйства премьер дал отмашку кампании против ограничений на ставку экспортных пошлин на нефтепродукты, а думская "коалиция четырех" уже готовит поправки, позволяющие правительству регулировать цены на бензин и мазут "экономическими методами". Насколько эффективной будет такая форма поддержки сельского хозяйства?
У сельского хозяйства действительно был тяжелый год, резко упали все цены, и надо было принимать какие-то решения. Но нефть, я думаю, здесь совсем даже не при чем.
Конечно, топливо это значимый фактор. Мы провели обследование (правда, это данные 2001 года), но существенная доля расходов – это горючее. Если у вас бесплатная земля, дешевый кредит и дешевая рабочая сила, то конечно, горючее – это одна из основных статей расхода.

Но нужно ли здесь проводить какую-то особенную политику на государственном уровне?
Однозначно этот вопрос не решается: нужно проводить или не нужно проводить. Товарные кредиты в той форме, в которой они были, содействовали сильной парторизации аграрной экономики, лишали маневра и т.д. Когда вводились эти товарные кредиты, просто выхода другого не было. Но нефть - все же не это главное в нашем сельском хозяйстве.

Алексей Гордеев вчера назвал нефтяников главными виновниками банкротства сельхозпредприятий.
Нет, это совершенно не так. Внутренние цены на нефть существенно ниже мировых, поэтому здесь явно идет перекрестное субсидирование сельского хозяйства, но цены на горючее будут расти, никуда от этого не денешься, так же как и ЖКХ, и электроэнергия, сколько бы мы не заклинали, ничего тут сделать нельзя.
Другой вопрос, что у нас в прошлом году было абсолютное перепроизводство всех сельскохозяйственных продуктов, и государство не справилось с этим. Интервенции делались только по зерну, и 3 млн. тонн на фоне крупного экспорта не очень сильно сказались на положении сельхозпроизводителей.

Правительство заявляет, что на 15% удалось поддержать производителей зерна.
Да, я слышала об этом. Мы сейчас ведем расчеты для того, чтобы убедиться в этом. Это не так однозначно. Я не знаю, на каких основаниях об этом говорит правительство. Цены на 15% могли прыгнуть в рамках проводимых аукционов, но это совершенно не означает, что на этот процент подняли цены для производителей. Это надо смотреть, отслеживать, такой статистики в природе не существует. Во-вторых, 15% вполне укладывается в сезонный рост цен, мы сейчас занимаемся очищением сезонности: смотрим, насколько сказалось сезонное повышение цен, насколько сказались интервенции.
А по другим продуктам государство просто ничего не делало. При таких резких падениях всех цен государство обычно (даже Америка с достаточно либеральным режимом) все-таки вмешивается. У нас вмешательства фактически никакого не было. То есть горюче-смазочные материалы – это не то звено, за которое надо тянуть, чтобы разрешить ситуацию.
Если ограничить экспорт – цены на внутреннем рынке еще больше снизятся. Но снизятся цены на внутреннем рынке – ограничится экспорт, который все равно выгоднее. Это другой способ перераспределения денег. Вы дали вывезти, собрали экспортную пошлину, получили деньги, потом раздали аграриям. Что в лоб, что по лбу! Мы сейчас стрижем купон с внешнего рынка, мы же ренту военную снимаем. И стране не пользоваться этим моментом – чудно.
Вот если говорить об ограничениях по минеральным удобрениям, то здесь государство ведет неверную политику. Все дотации, которые мы платим на минеральные удобрения, фактически уходят в химические компании, к производителям. Потому что предложение на внутреннем рынке абсолютно неэластично. Очень выгодны экспортные контракты, все уходит на экспорт. То, что платит российский сельхозпроизводитель за минеральные удобрения – это больше, чем наши компании получают на внешних рынках. Это дает основание Европе обвинять нас в демпинге. Хотя это не демпинг, а государственная политика по удушению сельского хозяйства!
По нефти у нас есть ограничитель естественный - труба, а по минеральным удобрениям никаких ограничителей нет, и никакой военной ренты там нет. Если бы мы сейчас ввели ограничения на экспорт удобрений, цена бы немножко на внутреннем рынке упала, и это была бы реальная помощь сельскозпроизводителям, которые сегодня сплошь и рядом отказываются от минеральных удобрений из-за невыгодной цены.
А меры по отношению к нефти совершенно непонятна. При таких ценах на внешнем рынке это просто глупо. Либо это не сработает (все равно нефтепродукты будут вывозить - заплатят в бюджет, но будут вывозить) и тогда это не приведет к падению цен. А если приведет, значит мы потеряем то, что мы могли бы сегодня отхватить на мировом рынке, а это уже - неумение воспользоваться благоприятной конъюнктурой мировой рынка.