• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игорь Липсиц: "Нам нужно научиться привлекать деньги для инвестиций"

Ярославские новости. 2004. № 37. 1 октября

27-28 сентября в Ярославле состоялся семинар "Принципы и инструменты управления инвестиционным поведением фирмы", организованный кадровым агентством "Универсальный сервис". В мероприятии приняли участие представители 10 организаций Ярославской области. Семинар проводил московский консультант по вопросам инвестиционного бизнес-планирования, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Игорь Липсиц. Об основных моментах этого семинара мы побеседовали с Игорем Владимировичем.

27-28 сентября в Ярославле состоялся семинар "Принципы и инструменты управления инвестиционным поведением фирмы", организованный кадровым агентством "Универсальный сервис". В мероприятии приняли участие представители 10 организаций Ярославской области. Семинар проводил московский консультант по вопросам инвестиционного бизнес-планирования, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Игорь Липсиц. Об основных моментах этого семинара мы побеседовали с Игорем Владимировичем.

Липсиц Игорь Владимирович, доктор экономических наук, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва), консультант по вопросам инвестиционного и бизнес-планирования, разработки и реализации инвестиционных проектов. Руководил исследовательскими коллективами в Научно-исследовательском институте по ценообразованию, Кредитно-финансовом НИИ банков Госбанка СССР, Экспертном институте промышленников и предпринимателей. Автор около 20 монографий и учебников и более 100 статей в научных и научно-популярных журналах. Член Экспертного совета Федеральной комиссии по организации подготовки управленческих кадров, Член Ученого Совета ГУ - ВШЭ. Избран ординарным (пожизненным) профессором ГУ - ВШЭ.

- Игорь Владимирович, как определяется понятие "инвестиционное поведение фирмы"?
- Инвестиционное поведение предприятия - это то, какие проекты фирма будет выбирать для финансирования, какие проекты она рассматривает как основу своего будущего развития, по какой логике эти проекты ей стоит отбирать и как эти проекты правильно реализовать, чтобы компания развивалась устойчиво на протяжении многих лет.
- Почему именно сейчас эта проблема так актуальна?
- В принципе, эта тема давно актуальна в России, по той причине, что в нашей стране острый дефицит инвестиций. Нам, по оценке Минэкономразвития, сейчас нужно в год порядка $200 млрд. инвестиций на протяжении 10 лет. А мы получаем российских и иностранных инвестиций где-то порядка $65 млрд., т.е. в 3 раза меньше. И если мы не будем привлекать достаточное количество инвестиций, то экономика сожмется и те производственные отрасли, при которых мы существуем, в значительной части отомрут. Поэтому нам нужно научиться привлекать деньги для инвестиций, поскольку пока они от нас просто уходят.
- Какие процессы сейчас происходят на российских предприятиях крупного и среднего бизнеса?
- Есть два полюса российских предприятий. Первый полюс - предприятия, которые так и не поняли, как надо жить. Эти предприятия находятся сейчас на последней стадии умирания, и их большинство.
А есть предприятия, которые вполне вписались в рынок, научились в нем жить, зарабатывать, на которых появился нормальный менеджмент. Эти предприятия сейчас, действительно, растут в России, но им очень тяжело, в частности на многих из них лежит административное бремя. Причем есть очень интересные российские компании, которые становятся все более конкурентоспособными и на российском, и на зарубежном рынке. Правда, их, к сожалению, меньшинство.
Связано это, как ни странно, с нехваткой руководителей, менеджеров, которые знают, что с предприятиями делать, куда их вести. Иногда руководители гробят предприятия, которые можно было бы спасти. Дефицит управляющих людей - это, наверное, одна их самых страшных бед сегодня. Кто-то понимает это и учится. Умные директора учатся сами, учат персонал, создают команду. И с такими командами уже многие предприятия в России начинают развиваться по-другому.
- Какие ошибки характерны для наших предприятий?
- Наиболее характерная ошибка очень проста. Предприятия пытаются делать то, что они делали раньше - то, что они хорошо умеют, - не задумываясь о том, за что покупатель готов платить деньги. Они делают товар, который уже никому не нужен. Правда, сегодня есть директора, даже очень пожилого возраста, которые это поняли, заставили себя увидеть рынок и перестроиться.
- Что должна знать компания, которая собирается расти, чтобы привлечь инвесторов?
- Во-первых, она должна знать самое главное - что стоит производить, с использованием тех мощностей и возможностей, которые есть, чтобы это хорошо продавалось, чего хочет рынок, что он будет покупать. Причем это может быть совершенно не та продукция, которую компания производила раньше. Ведь очень часто иностранные инвесторы России отказывают именно из-за того, что проект красивый, но продукция бессмысленна. А второе - понять логику мышления инвестора, который дает деньги. Потому что инвестора интересует лишь - сколько он вложит и где гарантия того, что он на этом хорошо заработает.
- На Западе стоимость компании во многом определяет такой термин, как "goodwill", деловая репутация компании. Почему в России это не так распространено?
- Дело в том, что у российских директоров есть странная слабость. Они ценят только три вещи: станки, здания и физический труд. А интеллектуальную составляющую бизнеса не ценят, поскольку она невидна, неосязаема. "Goodwill" - это очень высокий уровень понимания бизнеса. На самом деле большая часть компании - это доброе отношение к ней потребителя и вера в ее талант. Вот этого у нас очень мало. Это не укладывается в прошлую логику руководителей. У нас большинство директоров - это люди с техническим образованием, они изначально привыкли видеть только объективную сторону производства: технологию, сырье, комплектующие. А когда им говорят: реклама, бренд, хорошее отношение, деловая репутация, - им скучно, им это не понятно - ведь это не посчитаешь, не измеришь.
Но идет смена поколения менеджеров. Хотя пока, конечно, это не решающий фактор, но в России появляется много хороших менеджеров.
- Какие основные риски существуют при инвестировании и как их избежать?
- Самые частые риски, с которыми мы сталкиваемся, - это нарушение сроков строительства объектов, превышение сметной стоимости объекта, неточная оценка спроса.
Во избежание этого существует механизм страхования, которым надо пользоваться. Существует даже целая технология борьбы с рисками - риск-менеджмент. И сейчас в России постепенно начинают готовиться люди этой профессии - риск-менеджеры компании. Риск-менеджер - это человек, знающий, какие риски могут возникнуть на предприятии, как их профилактировать, что и как застраховать, чтобы компания не проиграла.