• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Монополисты с оговорками ФАС смягчает закон о конкуренции

Газета. 2005. № 36. 1 марта

...По сути под понятие "доминирующий" попадал чуть ли не весь более или менее крупный бизнес, ведь, по словам профессора ВШЭ Светланы Авдашевой, "три и более компании контролируют более 50% рынка в 70% отраслей"...
...Глава Координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин отмечает, что высокий входной барьер может оказаться хорошим дополнительным критерием для определения "монополистичности" рынка: такой опыт уже есть в европейском законодательстве. Но, по его словам, важно, чтобы ФАС в законе точно прописала критерии. В противном случае определять их чиновники будут по собственному усмотрению.

Федеральная антимонопольная служба решила смягчить разработанный ею закон о конкуренции, по которому монополистами могли быть признаны почти все крупные компании, работающие на российском рынке. Теперь в ФАС обещают искать "монополистов" лишь в тех отраслях, где открыть производство и занять нишу на рынке новой компании стоит больших затрат. Однако эксперты предупреждают, что отсутствие четких критериев, какие затраты считать "большими", может оказаться на руку чиновникам, которые будут определять монополистов по собственному усмотрению.

К сегодняшнему дню Федеральная антимонопольная служба должна была доработать разработанный ею закон о конкуренции. Первая версия закона, по мнению экспертов и бизнеса, была излишне жесткой, особенно в той части, где давалось определение компаниям-монополистам. ФАС предлагала считать "доминирующими" любые три компании, контролирующие 50% рынка, либо пять компаний, контролирующих 70% рынка. По сути под понятие "доминирующий" попадал чуть ли не весь более или менее крупный бизнес, ведь, по словам профессора ВШЭ Светланы Авдашевой, "три и более компании контролируют более 50% рынка в 70% отраслей". Напомним, что компаниям, которые признают "доминирующими", запрещено ущемлять права потребителей и конкурентов. Например, завышать или занижать цены на свой товар или создавать дефицит. Нарушителей этих правил ФАС предлагает сурово наказывать: за злоупотребление доминирующим положением по решению суда компании-нарушители должны будут платить от 0,5 до 2% от своего оборота, а за картельные сговоры, повлекшие "вздувание" цен на рынке, - от 2 до 4%. По мнению Авдашевой, закон мог стать для государственных органов стимулом к применению этих санкций. "Чиновники начнут искать признаки сговора между компаниями даже там, где его на самом деле нет", - заявляли представители российского бизнеса. Согласованная критика заставила ФАС частично смягчить формулировки. В том варианте закона, который ФАС обещает в ближайшее время отправить в правительство, понятие "коллективного доминирования" сопровождается оговорками, которые должны заставить бизнес поверить в то, что новый антимонопольный закон не несет для него большой угрозы. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, чтобы признать компанию или группу компаний "доминирующими", ФАС будет обращать внимание не только на ее долю на рынке, но и на то, насколько сектор является "монополистичным" в целом. Критерием "монополистичности", по словам Артемьева, может стать то, с какими затратами новое предприятие может выйти на рынок, а также насколько эластичен спрос на производимую продукцию. "К примеру, картошку или кетчуп одной марки всегда можно заменить кетчупом другой марки, а чем больше этих товаров на рынке, тем ниже цены", - объяснил Газете разницу начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Правда, в ФАС делают оговорку, что большинство товаров, спрос на которые во всем мире является эластичным, в России таковыми не являются. "Когда спрос на бензин падает, цены на него остаются на прежнем уровне", - подчеркивает Игорь Артемьев. "Нам важны как денежные затраты, которые несет предприятие, выходя на новый рынок, так и сроки, в течение которых оно может это сделать", - отмечает Сушкевич. К примеру, на финансовом рынке, где новообразованный коммерческий банк может получать лицензию от ЦБ в течение нескольких лет, безусловно не развита конкурентная среда. По мнению ФАС, предприятие должно иметь возможность выйти на рынок в течение года. Но вот определить денежные затраты компании для освоения рынка, чтобы тот считался "монополистичным", в ведомстве Артемьева затрудняются.
Глава Координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин отмечает, что высокий входной барьер может оказаться хорошим дополнительным критерием для определения "монополистичности" рынка: такой опыт уже есть в европейском законодательстве. Но, по его словам, важно, чтобы ФАС в законе точно прописала критерии. В противном случае определять их чиновники будут по собственному усмотрению.