• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Амбиции и амуниция Сможет ли Россия догнать Китай по темпам роста ВВП?

Бизнес для всех. 2003. № 23. 24 июня

..."Мечтать не запрещено никому, - заключает Е.Гайдар. - Больше того, имеет смысл не просто мечтать, а стремиться создать предпосылки для ускорения экономического роста в России. И довольно много следует предпринять, чтобы это ускорение стало возможным. А мы пока даже домашнего задания по формированию соответствующих условий, которые влияют на рост, еще не сделали. Я имею в виду административную реформу, направленную на снижение коррупции и административных барьеров; бюджетную реформу, направленную на то, чтобы мы эффективнее тратили бюджетные деньги и предоставляли государственные услуги более высокого качества; банковскую реформу; реформу естественных монополий...
...Евгений Ясин, не обремененный правительственными постами, но остающийся, пожалуй, самым авторитетным российским экономистом, считает президентский план невыполнимым. Да, манит пример Китая, где съезды КПК ставят столь же амбициозные задачи, как удвоение ВВП за десять лет или борьба с бедностью. И китайцы их решают...

Из всего, что прозвучало в Послании президента РФ Федеральному Собранию, явно амбициозно выглядела поставленная президентом задача удвоения ВВП к 2010 году. Авантюра или вполне реальная постановка задачи? Или попытка выстроить некую амбициозную национальную программу, отыскать российский аналог китайской стратегии роста?
"Нередко приходится слышать, что российской экономике не нужны качественные подъемы и "рывки", - говорил Владимир Путин. - Что необходимости в крупных национальных проектах, дающих серьезные, этапные приращения, нет. И что вполне достаточно быть последовательными исключительно в проведении уже существующей политики, даже если она и не приносит столь ожидаемых всеми нами высоких темпов роста. Хочу заметить: при таком отношении к делу, при такой боязни делать ответственный выбор (а речь, конечно, не идет о крупномасштабных проектах в духе застойных времен) мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. Но считаю, что проблема реального выбора источников роста появится лишь при жесткой необходимости решать конкретную задачу. Такая задача есть, она вполне реалистична, хотя и чрезвычайно сложна. За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны... Убежден, в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач".

Дадим рекордам наши имена!
Сначала о том, что спровоцировало столь амбициозную постановку задачи. (Если это не было попыткой механически скопировать китайскую стратегию роста). Развивающаяся довольно вяло в течение всего 2002 г. российская экономика в первом квартале 2003-го неожиданно для многих вдруг серьезно увеличила свой ход. Сумеем ли мы воспользоваться этими преимуществами? В газете "Время новостей" прокомментировал ситуацию руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов:
"Чем вызвано увеличение выпуска продукции и услуг базовых отраслей в I квартале на 6,7%? Это стало возможным благодаря двум тенденциям. Первая - устойчивое расширение сырьевого экспорта и вторая - конъюнктурный подъем в ряде отраслей, производящих конечную продукцию. Речь идет о восполнении того спада производства, который был в предыдущий период. Сочетание этих двух факторов и дало столь поразивший многих результат".
В целом же картина выглядит следующим образом: первый квартал года действительно был весьма успешным. А высокие доходы от экспорта ведут к росту внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Импорт в первом квартале рос примерно на 4% в месяц - это очень много. В итоге увеличение конечного спроса перестало оказывать сильное влияние на производство. Правда, возросли инвестиции. Более того, в первом квартале зафиксирован приток капитала - благодаря сокращению его вывоза, нарастанию потока иностранных прямых инвестиций и существенного увеличения заимствований крупных российских корпораций за рубежом.
Казалось бы, у Владимира Путина были все основания строить амбициозные планы. Если бы они опирались на контролируемую стратегию, хотя бы на политическую волю. Однако ничего этого пока не видно. Е.Гайдар увидел здесь попытку проведения реформ ради реформ. Есть объективные экономические закономерности, и закономерности эти жесткие. Одна из них заключается в том, что величина возможных темпов роста зависит, в частности, от уровня развития экономики. Если вы посмотрите статистику по всем наиболее развитым, наиболее богатым странам мира, вы увидите: в длительной перспективе темпы роста их национальных экономик колеблются в районе двух-трех процентов в год.
Ну а перед нами - пример Китая с его рекордными темпами роста ВВП. Правда, Китай - это аграрная страна, в которой уровень жизни, уровень душевого ВВП сегодня вдвое ниже, чем в России, и которая переживает период бурного высвобождения рабочей силы из традиционного аграрного сектора, из перенаселенного села, период перераспределения трудовых ресурсов в промышленный сектор и сектор услуг. В такие периоды, полагает Е.Гайдар, экономика страны действительно растет быстрей. Скажем, Советский Союз в 30-е и даже в 50-е годы, когда уровень душевого ВВП был близок к нынешнему китайскому, рос довольно высокими темпами. Лидеры США и Великобритании в то время обсуждали, что они будут делать, когда СССР обгонит Америку по объему ВВП. А потом темпы роста у нас упали - были исчерпаны основные резервы индустриализации.
"Мечтать не запрещено никому, - заключает Е.Гайдар. - Больше того, имеет смысл не просто мечтать, а стремиться создать предпосылки для ускорения экономического роста в России. И довольно много следует предпринять, чтобы это ускорение стало возможным. А мы пока даже домашнего задания по формированию соответствующих условий, которые влияют на рост, еще не сделали. Я имею в виду административную реформу, направленную на снижение коррупции и административных барьеров; бюджетную реформу, направленную на то, чтобы мы эффективнее тратили бюджетные деньги и предоставляли государственные услуги более высокого качества; банковскую реформу; реформу естественных монополий... Так что и стремиться к росту разумно, и мечтать не вредно. Однако опасно включать мечты в реальный бюджетный процесс. Сейчас разрабатывается бюджет на 2004 год. На что мы будем ориентироваться в этом бюджете? На реалистичные оценки или на мечты? Если на реалистичные оценки, то замечательно: это значит, что у нас будут профинансированы наши расходные обязательства. А если на мечты - значит, у нас вновь возникнут крупные неплатежи по ряду государственных обязательств, что очень плохо сказывается на экономическом развитии".
Задача удвоения ВВП в России за 10 лет реальна и выполнима, - вновь заявил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле 20 мая 2003 г. По словам президента РФ, рост экономики России за 5 месяцев с. г. составил 7,1%, рост промышленного производства - более 6%. Президент призвал ориентироваться прежде всего на развитие высоких технологий, создавать новую экономику, основанную на информационных технологиях. Если взглянуть на проблему с этой стороны, то задача покажется еще более сложной, но она, повторил Владимир Путин, реально выполнима. Но что касается выбора инструментов для достижения этой цели, то тут Владимир Путин не оригинален: условием удвоения ВВП он назвал политическую стабильность общества и государства, далее - стабильность экономики, предсказуемость развития законодательства, стимулирование перерабатывающих отраслей, разбюрокрачивание экономики, уход государства из тех сфер, где оно необязательно, а только душит экономическую активность граждан.
Как видим, в главном предлагаемая стратегия совпадает с китайской, а именно в СТАБИЛЬНОСТИ - в политике и экономике. Но чего стоила китайцам эта самая стабильность! Наша же стратегия выглядит таким образом, будто все это у нас уже есть и осталась самая малость - не сворачивать с избранного пути. Президент увлеченно складывает цифры, подсчитывает оставшееся до триумфа время. "Если мы так будем развиваться дальше, - обнадежил президент, - то в намеченные сроки достигнем заданных параметров".

Китайские мотивы российского бюджета
Вот свежая информация из Поднебесной: правительство Китая, оказывается, решило поддержать курс на экономический рост на 7% в 2003 г., несмотря на негативное воздействие атипичной пневмонии на некоторые отрасли экономики. Как заявил представитель национальной статистической службы Китая, экономика страны пострадала от эпидемии, но "основные цели развития экономики достижимы".
В.Путин убежден, что амбициозные цели достижимы и у нас. Правда, из правительства РФ поступают противоречивые сигналы. Г.Греф заявляет, что рост ВВП с января по май 2003 г. составил в России 7,1%, рост промышленного производства - 6,7%, но по итогам текущего года он может составить только 5,5%. Премьер М.Касьянов еще менее оптимистичен: по итогам текущего года рост ВВП России составит 5%. По словам премьера, для успешного развития российской экономики необходимы как крупные эффективные компании, так и успешное развитие малого бизнеса. Премьер пообещал, что в ближайшее время правительство вновь будет рассматривать вопрос о создании особых экономических зон, что предполагает создание "специальных условий, которые нам предстоит отработать".
Туманно... Между тем, даже увеличение реальных доходов населения у нас идет не в пользу отечественного производителя. По данным Минэкономразвития, в первом квартале более 70% прироста ресурсов населения, направляемых на потребление, обеспечивалось увеличением импорта. Таким образом, практическое отсутствие внутренних ресурсов экономического роста ставит под угрозу стабильное развитие экономики России в ближайшем будущем.
В экономической части президентского послания три центральные темы: удвоение ВВП к 2010 году, борьба с бедностью и административная реформа. Любопытно, что две первые задачи практически в той же формулировке ставятся и решаются в Китае. Зато административная реформа никаких аналогий с Китаем не имеет. В 2003 году российский ВВП вырастет, если верить МВФ, всего лишь на 4%. До целевых 8,5% очень и очень далеко. Если исходить из Послания президента Федеральному Собранию, все потому, что "российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны". По существу президент называет то самое звено, за которое нужно потянуть, чтобы вытянуть всю цепь, это - административная реформа. Именно она, потому что президент при решении всех проблем опирается на государство, и ему необходимо повышение эффективности работы госаппарата.
Николай Вардуль ("Коммерсант"), анализируя ситуацию с амбиционными задачами экономики, склоняется к тому, что в них больше политики, чем экономики. Евгений Ясин, не обремененный правительственными постами, но остающийся, пожалуй, самым авторитетным российским экономистом, считает президентский план невыполнимым. Да, манит пример Китая, где съезды КПК ставят столь же амбициозные задачи, как удвоение ВВП за десять лет или борьба с бедностью. И китайцы их решают. Советник президента Андрей Илларионов объяснит китайский феномен тем, что там доля госрасходов в ВВП существенно ниже российской, а значит, Россия более "социалистическая" страна по сравнению с Китаем, по крайней мере это следует из логики г-на Илларионова. Действительно, одним из объяснений скорости китайской экономики является пока еще отстающий от российского средний уровень китайской жизни (недаром китайцы мигрируют в Россию, а не наоборот). И с этой точки зрения рост реальных доходов в России за три года на 32% - то, чем президент гордится в своем послании, - следует признать популизмом. Какие-то реальные, а не только идеологические основания для такого вывода есть: доходы в России растут быстрее, чем производительность труда, на что обращает внимание не только г-н Илларионов, но и МВФ. Проблему бедности (в России сейчас четверть населения живет ниже прожиточного минимума) президент велел решить, не дожидаясь, пока ВВП удвоится, а на базе текущего роста. Значит, рецепт от Андрея Илларионова оказывается с изъяном.
Есть множество объяснений того, почему Китай экономически развивается быстрее России. Структура китайской экономики и китайского экспорта гораздо современнее российской. Хотя Владимир Путин в послании привел цифры, по которым за три года "физический объем экспорта вырос на четверть, в том числе экспорта машин, оборудования и транспортных средств - на 70%", очевидно, что главными покупателями российских машин являются страны СНГ, на мировом же рынке Россия присутствует прежде всего как экспортер нефти, газа и металла. Старая новость: Россия должна пройти стадию структурной перестройки. В то, что подобная перестройка может состояться при одновременном ежегодном экономическом росте в 8,5%, верится с трудом, потому хотя бы, что российское относительное экономическое благополучие - нефтяное, а цены на нефть неустойчивы.
Глава Минэкономразвития Герман Греф назвал "очень высокими" темпы роста промышленности в нынешнем году. За все предыдущие годы более высокие результаты были достигнуты только в июле 2002 г., когда рост промышленного производства составил 7,8%. Иначе говоря, президента РФ все-таки пытаются убедить в том, что его амбициозный замах имеет под собой некие основания.
Между тем, в Китае, с которого мы явно калькируем свою новую амбициозную стратегию, отмечают возросший разрыв между городом и деревней в экономическом развитии и доходах населения. При всех успехах у великого соседа проблем хватает. Замначальника Центра по изучению проблем развития при Госсовета КНР Чэнь Сивэнь полагает, что 7,7% роста ВВП Китая в истекшем пятилетии стали возможными, главным образом, благодаря увеличению инвестиционного спроса и внешней торговли. А значительного роста потребительского спроса, которого так ожидали, не произошло. Главная причина - замедление темпов роста доходов сельских жителей, составляющих более 62% населения Китая. По словам Чэнь Сивэня, в 2001 году на каждые 100 сельских семей приходилось 29,24 стиральных машин, 13,59 холодильников и 54,41 цветных телевизоров. Он убежден, что если поднять доходы крестьян до нынешнего уровня доходов горожан, то потребности села по каждому из вышеуказанных видов бытовой техники составят, как минимум, 160 млн единиц. А это означает, что для удовлетворения потребностей села всем ныне действующим заводам-производителям стиральных машин и холодильников нужно будет без перерыва проработать 12 лет, телевизионным заводам - 4 года.
Мечтать не вредно: китайцы это понимают и, в отличие от нас, в эйфорию не впадают. И вот что придает нашей ситуации некий трагикомизм: в то время как мы почти уже собрались ставить рекорды под известным лозунгом: "Догнать и перегнать!", китайцы пришли к выводу, что для них время рекордов завершилось, и впереди продолжительная, болезненная фаза перестройки структуры национального хозяйства и приспособления к мировому рынку. Насколько успешно эта фаза может завершиться - покажет время. Главное, китайцы понимают всю сложность предстоящих шагов, но берутся за дело без промедления.
Профессор МГИМО Сергей Лузянин в связи с этим обращает внимание на более прозаический, но важный момент: как китайские экономические пертурбации могут сказаться на положении России? По всей видимости, крайности в развитии экономики страны-соседа для нас одинаково невыгодны и даже опасны. Превращение КНР в экономическую сверхдержаву может поставить нас в позицию ее ресурсного придатка на долгие годы. Сегодня по объему промышленного производства Китай уже опережает Россию в пять раз! Будущее партнерство по ВТО усилит дисбаланс по многим позициям. Причем политические механизмы в рамках долговременного стратегического партнерства, провозглашенного обеими сторонами, при всей риторике о равенстве и "взаимовыгодном сотрудничестве" все равно не способны предотвратить обретение Россией неофициальной роли "младшего брата". Негативный же вариант экономических эволюций в Китае - вход страны в жесткий кризис - грозит неконтролируемой миграцией на российские земли миллионов китайцев, при которой нынешнее разрастание китайской диаспоры в Сибири и на Дальнем Востоке покажется пустяком. Если же развитие ситуации пойдет по умеренному пути, что наиболее вероятно, то у нас есть основания смотреть на перспективы российско-китайского экономического партнерства с известным оптимизмом.
При всем желании нам не удастся скопировать китайский опыт создания высоких темпов роста, но к китайской стратегии все-таки приглядеться не лишне. XVI съезд КПК (ноябрь 2002 г.) наметил стратегию "Выхода за пределы Китая" ("Путь вовне"), которая открывает новые возможности по расширению внешних связей. Стратегия "Выхода за пределы Китая" будет открывать все более широкое пространство для развития китайской экономики. Китайцы выводят свой бизнес за границу в таких формах, как вложение капиталов в создание заводов и фабрик, сотрудничество в освоении ресурсов, подряды на строительные работы, внешнеэкономическое сотрудничество в предоставлении трудовых услуг, создание научно-исследовательских центров и оперативных сетей, предоставление консультационных услуг, развертывание аграрного сотрудничества, транснациональное слияние компаний и т.д. За пределами Китая уже зарегистрировано около 7000 нефинансовых предприятий с участием капиталов китайских предприятий, общая договорная сумма капиталовложений в них составила 13,53 млрд американских долларов, в том числе объем капиталовложений китайской стороны - 9,13 млрд долларов; оборот коммерческих операций в этой области - 77,8 млрд долл. США. Кроме того, из Китая направлены за границу около 2,66 млн человек в порядке трудовых услуг.

***
В орбиту могучей китайской экономики потихоньку втягивается и Россия. И жажда высоких темпов роста, как атипичная пневмония, переходит на российской почве в настоящую бизнес-эпидемию.
(Продолжение следует)