• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ждать ли новых неприятностей?

Московские новости. 2003. № 31. 12 августа

Эксперты "МН" считают, что скорый дефолт нам не грозит, но экономических опасностей хватает

Яков Уринсон, заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России"
Евгений Гавриленков, главный экономист компании "Тройка-диалог"

Эксперты "МН" считают, что скорый дефолт нам не грозит, но экономических опасностей хватает

Яков Уринсон, заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России":
- Дефолт августа 1998 года произошел не вдруг, формировались условия для него достаточно долго. Начиная с 1994 года, когда абсолютно правильно отказались от печатного станка для покрытия дефицита бюджета и заменили печатание денег заимствованиями на внешнем и внутреннем рынках. Но при этом забыли, что договаривались уходить от дефицитного бюджета и покрывать эти заимствования. В результате накопилась критическая масса этих заимствований, после чего, с учетом обострений на внешнем рынке, все рухнуло.
Естественно, сегодня повторение той ошибки невозможно. Сейчас у страны профицитный бюджет, в отличие от того, что было тогда. Плюс на 60 с лишним млрд. долларов золотовалютных запасов - можно не беспокоиться, что страна не сможет ответить по своим обязательствам. Но сегодня есть другие опасности, и главные из них - две. Первая - отсутствие реальных гарантий собственности, из-за того, что пробуксовывает судебно-исполнительная система. Вторая всяческого рода попытки пересмотреть итоги приватизации.
Самый страшный сигнал на рынок поступил от "дела ЮКОСа". И даже если оно идеально решится - завтра выступит президент и скажет, что всех виновных в падении рынка он наказал и впредь такого не повторится, - все равно удар по экономике очень силен. Получается, что три года экономика шла в одну сторону, а "дело ЮКОСа" повернуло течение событий в другую.
Сегодня существует реальная опасность обрушения фондового рынка. Ее последствия для экономики могут быть не меньше, чем последствия дефолта 1998 года. К тому же тот дефолт привел в конце концов к оздоровлению экономики, а этот путь ведет в тупик.

Евгений Гавриленков, главный экономист компании "Тройка-диалог":
- Считаю, что, по крайней мере, в ближайшие пару лет повторение дефолта 1998 года нам не грозит. Сейчас совершенно другая политика властей: и денежно-кредитная, и бюджетная. В 1996 - 97 годах у нас существовал масштабный дефицит бюджета, а у государства соответственно был большой спрос на деньги для покрытия этого дефицита. В то же время Центробанк проводил очень жесткую денежно-кредитную политику при фиксированном курсе рубля. В этих условиях, поскольку цена денег резко возрастала, то процентные ставки по валюте достигали 100 процентов в определенные периоды. Это резко увеличивало стоимость обслуживания долга. Еще более усугубляла ситуацию низкая цена на нефть.
Сейчас ничего похожего нет. Курсовая политика плавающая. Даже если будет ухудшаться ценовая конъюнктура на нефтяном рынке, все равно не будет происходить такого скачкообразного изменения экономической ситуации. Однако существуют определенные опасения, что государство увеличивает свои непроцентные расходы, которые и так все последние годы росли. Кроме того, государство распределяет эти ресурсы менее эффективно, чем частный сектор. Если и дальше будет продолжаться подобная тенденция, она будет создавать угрозу для экономики. Хотя бюджет следующего года верстается так, чтобы его расходная часть не росла в реальном выражении.
Но основная угроза для экономики сейчас - политические процессы против крупного бизнеса, которые негативно влияют на инвестиционный климат. Думаю, что объективно большинство экономических агентов, и власть в том числе, не должны быть заинтересованы в углублении этого конфликта. Возможно, период нестабильности продлится еще несколько месяцев, но потом все вернется на круги своя.

* Статья дана в сокращении