• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От реформы льгот в большинстве своем люди выиграли

Кремль.org. 28 января 2005

Монетизация льгот встраивается в логику всех действий власти, которые ведут к либерализации экономики. Тем не менее, восприятие реформ оказалось неоднозначным. О этом, как связана данная реформа с другими действиями правительства и президента, говорит доктор экономических наук, первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон.

Монетизация льгот встраивается в логику всех действий власти, которые ведут к либерализации экономики. Тем не менее, восприятие реформ оказалось неоднозначным. О этом, как связана данная реформа с другими действиями правительства и президента, говорит доктор экономических наук, первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон.

- Монетизация льгот связана с другими реформами?
- Сама по себе монетизация льгот не связана с административной реформой, но у нее есть контекст, исследовать который нужно издалека.
Все началось с разграничении полномочий между центром и регионами, ведь именно тогда льготников разделили на федеральных и региональных.
- Насколько это влияет на дальнейшее развитие экономики? Льготы надо было менять на деньги?
- Все было сделано абсолютно правильно, и на развитие экономики это может влиять только позитивно, но надо признать, что были предприняты конкретные неуклюжие действия, в результате которых возникли проблемы. Можно и нужно было бы, реализуя абсолютно правильную идею, организовать правильное ее выполнение.
По данным социологов, 80 процентов населения от монетизации ничего не выиграло и не проиграло. Примерно 10 процентов что-то приобрело, примерно 10 процентов - потеряло. Этими деньгами можно было бы компенсировать потери тем, кому средства действительно нужны. В этом случае результат был бы более позитивным, а сейчас он противоречивый.
Наверное, надо было просчитать заранее, кто и чем будет недоволен, и как это недовольство проявится. Не задним числом, а заранее. А еще лучше было бы не доводить до того, что люди выйдут на улицы. Но проблема состоит сейчас в том, как себя поведут губернаторы, особенно те, которым нечего терять.
- Какие-то действия можно было предпринять заранее?
- Нужно было составить конкретный план работы с населением и сделать экономические расчеты, которые нужно было довести до населения.
- Вы имеете в виду информационное обеспечение?
- И информационное обеспечение, и прогноз поведения тех или иных губернаторов, председателей законодательных собраний. Нужно было заранее понять, как каждый регион справится с проблемами. В общем, анализ был проведен, но он оказался недостаточным. Допустим, жители ближнего Подмосковья будут явно более недовольны, чем жители дальнего Подмосковья, потому что из Химок люди ездят в Москву на работу. Для них проезд подорожал, а это должно быть элементом политического планирования.
- Может быть, не стоило трогать ветеранов войны, которым сейчас уже по 80-90 лет?
- Ветеранов войны вообще-то никто и не тронул. Заботу о них на себя взяло федеральное правительство. Речь идет скорее о ветеранах труда. Но давайте отдавать себе отчет в том, что в большинстве своем люди скорее выиграли. Пожилые люди мало ездят, поэтому получилось, что они получили прибавку к пенсии, хотя, конечно она должна была быть больше.