• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Запасной вариант В случае падения цен на нефть экономику вытянут банки

Ведомости. 2003. № 195. 24 октября

...Директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков более категоричен: он отмечает, что банковской системе не удается в должной мере выступать финансовым посредником при перераспределении поступающих в страну нефтедолларов. "Мотором", по его мнению, должен стать малый и средний бизнес. Но он не может воспользоваться банковскими кредитами, поскольку ставки по ним велик. А банки, в свою очередь, не могут снизить ставки, пока кредитование не станет массовым. "В такой ситуации они обращают взоры на инструменты денежного рынка, который в первую очередь пострадает при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры", - предупреждает Солодков.

Центробанк считает, что банковский сектор может взять на себя роль локомотива экономического роста России в случае внезапного падения цен на нефть. Впрочем, банкиры и экономисты к столь радужным прогнозам относятся скептически.

Вчера первый зампредседателя Банка России Андрей Козлов заявил, что к 1 сентября банковская система страны достигла показателей, которые прогнозировались лишь на конец текущего года. Соотношение активов к ВВП составило 40,3% (при прогнозе в 40,1%), а капитала банков - 6% (5,6%).
Эти показатели, по словам Козлова, находятся на уровне таких развивающихся стран, как Украина, Мексика, Казахстан, но уступают развитым государствам, где активы банков превосходят ВВП. "Критиковать нашу банковскую систему за этот разрыв становится популярным, но она делает все, чтобы его сократить", - убеждает зампред Банка России. Он отмечает, что отношение кредитов к ВВП возросло с 9,2% на начало 2000 г. до 15,3%, а депозиты населения стали основным источником ресурсов для банков, превысив объем средств, привлеченных от корпоративных клиентов.
За восемь месяцев банки получили 90 млрд руб. прибыли против 93 млрд руб. за весь прошлый год. В ЦБ довольны тем, что более половины ее (51,5%) получено за счет кредитования, а еще треть (31,2%) - от операций с ценными бумагами. "В то же время административные расходы банков почти не растут", - радуется Козлов.
"Сейчас "мотором номер один" российской экономики являются экспортные отрасли. Банковская система должна стать "мотором номер два", чтобы при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры подхватить эстафету", - считает зампред ЦБ. По его прогнозу, через год фраза "банковская система - это наше все" станет "общим местом в политических дискуссиях".
Банкиры надеются на такое развитие событий, но признают, что пока до этого далеко. На собственные средства предприятий приходится почти половина общего объема инвестиций, в то время как на банковские кредиты - лишь 4,5%, констатирует президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев. Для изменения ситуации банкам необходимы дополнительные ресурсы, которыми, по мнению Мурычева, могли бы стать средства пенсионных фондов и региональных бюджетов.
Вице-президент банка "Зенит" Михаил Ермаков считает необходимым облегчить административное бремя для наших банков, которое не позволяет им на равных конкурировать с зарубежными. Например, по оценке Ассоциации российских банков, в среднем пять из 60 сотрудников российского банка занимаются только тем, что составляют обязательную отчетность, объем которой превышает 1000 листов в месяц. А норма резервирования для российских банков (7 - 10%) существенно выше, чем за рубежом. "Есть опасность, что, зарабатывая на российских предприятиях, банки станут локомотивом экономики. Но это будут иностранные банки, и их успехи в первую очередь станут успехами зарубежных экономик", - рассуждает Ермаков.
Экономисты же считают, что банковская система должна играть не первостепенную, а вспомогательную роль. "Банки и реальную экономику сопоставлять некорректно - они взаимодополняемы, а не взаимозаменяемы", - уверен Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В невозможности возложить на банковскую систему функцию локомотива роста экономики убежден и первый зампред Совета Федерации Валерий Горегляд, поскольку "кровеносная система не может исполнять функцию мышцы сердца". Директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков более категоричен: он отмечает, что банковской системе не удается в должной мере выступать финансовым посредником при перераспределении поступающих в страну нефтедолларов. "Мотором", по его мнению, должен стать малый и средний бизнес. Но он не может воспользоваться банковскими кредитами, поскольку ставки по ним велик. А банки, в свою очередь, не могут снизить ставки, пока кредитование не станет массовым. "В такой ситуации они обращают взоры на инструменты денежного рынка, который в первую очередь пострадает при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры", - предупреждает Солодков.