• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. А. Яковлев: Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике

OPEC.RU. 1 апреля 2005

"Российский Журнал Менеджмента", издаваемый факультетом менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и ставящий одной из своих целей повышение профессионального уровня российских менеджеров и консультантов по управлению в целях интеграции отечественного бизнеса в мировую экономику (см. http://www.rjm.ru/), публикует в №1 за 2005 год статью А.А.Яковлева "Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике". Анализ пост-ЮКОСовской реальности, проведенный в данной статье, может представлять интерес для читателей Экспертного канала "Открытая экономика". Экспертный канал выражает признательность редакции РЖМ за право одновременной публикации данного материала.

"Российский Журнал Менеджмента", издаваемый факультетом менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и ставящий одной из своих целей повышение профессионального уровня российских менеджеров и консультантов по управлению в целях интеграции отечественного бизнеса в мировую экономику (см. http://www.rjm.ru/), публикует в №1 за 2005 год статью А.А.Яковлева "Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике". Анализ пост-ЮКОСовской реальности, проведенный в данной статье, может представлять интерес для читателей Экспертного канала "Открытая экономика". Экспертный канал выражает признательность редакции РЖМ за право одновременной публикации данного материала.

Несмотря на тенденцию к либерализации экономики и уменьшению роли государства в развитых странах, в России взаимоотношения с государством, устанавливающим "правила игры" в экономике и контролирующим их исполнение, объективно остаются одним из важных элементов бизнес-стратегии практически для любой крупной и средней компании. Формы и механизмы взаимодействия с государством оказывают существенное влияние на поведение фирм и стимулы, которыми руководствуются их собственники. В этой связи, по нашему мнению, анализ стратегий и соответствующих им моделей взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике в 1990-2000-е гг. весьма важен для управления процессами модернизации как на уровне отдельной компании, так и на уровне экономики в целом.
Ниже мы последовательно рассмотрим возникновение базовых стратегий поведения бизнеса по отношению к государству в начале прошлого десятилетия, их трансформацию в середине-конце 1990-х гг., а также попытку построения нового механизма взаимоотношений с бизнесом, предпринятую государством в период 2000-2003 гг. - до разворачивания "дела "ЮКОСа"". В заключении, с учетом анализа причин и последствий этого конфликта, мы попытаемся выделить наиболее вероятные стратегии поведения российского бизнеса в пост-ЮКОСовской реальности.