• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разночтения в статистических данных Министерство экономического развития и торговли объявило о понижении прогноза роста ВВП на 2005 год с 6,3 до 5,8%

Валовой внутренний продукт. 2005. № 2. 22 февраля

Министерство экономического развития и торговли объявило о понижении прогноза роста ВВП на 2005 год с 6,3 до 5,8%. Не удалось достичь запланированных показателей в прошлом году и по росту промышленного производства. Несмотря на то, что в 2004 году нефтяная конъюнктура была самой благоприятной, на достижениях экономики это никак не отразилось. Зато показатели инфляции (вместо ожидаемых 10%) выросли на 1,5%. Что это – замедление темпов экономического роста или временные объективные трудности? Почему высокие цены на нефть не сказались на экономических успехах? Можно ли на таком фоне говорить о росте доходов населения? На эти вопросы отвечают ведущие экономисты и эксперты России. Как видно по результатам опроса, их мнения разделились.

Евгений Гавриленков, главный экономист ИК «Тройка-диалог»
Вавилий Солодков, директор банковского института ГУ «Высшая школа экономики»

Министерство экономического развития и торговли объявило о понижении прогноза роста ВВП на 2005 год с 6,3 до 5,8%. Не удалось достичь запланированных показателей в прошлом году и по росту промышленного производства. Несмотря на то, что в 2004 году нефтяная конъюнктура была самой благоприятной, на достижениях экономики это никак не отразилось. Зато показатели инфляции (вместо ожидаемых 10%) выросли на 1,5%. Что это – замедление темпов экономического роста или временные объективные трудности? Почему высокие цены на нефть не сказались на экономических успехах? Можно ли на таком фоне говорить о росте доходов населения? На эти вопросы отвечают ведущие экономисты и эксперты России. Как видно по результатам опроса, их мнения разделились.

Степан Жулин, эксперт рейтингового агентства «Эксперт»:
– Замедления экономического роста нет. Падают показатели тех маргинальных отраслей, которые не оказывают существенного влияния на всю экономику, например легкой промышленности. Зато есть данные о росте экспорта, торгового баланса (на десятки процентов), объемов выплавки стали.
ВВП – это макроэкономическая иллюзия, которую трудно оценить. Один из показателей – доходы населения. Но, как ни странно, их тоже оценить трудно. Показатели инфляции зависят от того, как взвесить потребительскую корзину. Есть продукты, на которые цены выросли, а есть и те, на которые упали. На мой взгляд, можно даже говорить о дефляции. Все зависит от среднестатистических данных. Но, выведенные Госкомстатом, они, как правило, отличаются от данных частных аналитических агентств.
Считаю, что деньги Стабилизационного фонда должны быть вложены в экономику и работать на нее. Иначе они являются показателем профицита и управляются неэффективно. Но ориентироваться исключительно на них не стоит, потому что они могут быть потрачены куда угодно.
О благополучном состоянии экономики говорит банковский сектор, который сейчас отличается стабильностью. Другое дело, что по структуре госбанки – Внешторгбанк и Сбербанк – усилили свои позиции. Зафиксирован рост количества юридических и физических клиентов. Для последних в несколько раз выросли кредитные ресурсы. То есть растет потребительское кредитование. Правда, по европейским меркам незначительными темпами.

Алексей Моисеев, заместитель начальника аналитического управления ИК «Ренессанс-капитал»:
– Замедление темпов экономического роста очевидно. Причины лежат на поверхности: банковский кризис, замедление темпа проведения реформ. Все это, вместе взятое, сформировало негативную для экономики ситуацию.
Я считаю, что уровень инфляции оценить трудно. Все зависит от того, из чего складываются цифры. На одни продукты цены растут, на другие – падают. Рост цен был спровоцирован Центробанком, которому было приказано укреплять рубль. Вообще ему стоит определиться с денежной политикой и проводить ее независимо от действий правительства, самостоятельно.
Стабилизационный фонд – противоцикличный инструмент. Если в нем много денег, растет инфляция. Но вкладывать их в экономику не разумно. Есть очень большая вероятность, что будет куплен еще один «Челси». Как показывает опыт Норвегии и Чили, было бы разумно их вкладывать при низких ценах. Считаю верным решением выплачивать из этих денег внешний долг. Это не универсальный прием, но оптимальный. Не случайно политика долгов привела Россию к повышению ее рейтинга.
Удвоение ВВП рискует остаться декларацией, если не будут решены те проблемы, которые повлияли на замедление темпов экономического роста. Необходимо довести до конца реформы – пенсионную, электроэнергетическую, реализовать Закон о монетизации льгот. Кроме того, стоит укрепить банковский сектор и определить отношения между властью и бизнесом.

Евгений Гавриленков, главный экономист ИК «Тройка-диалог»:
– Нет оснований говорить о падении экономики. По итогам года ВВП вырос на 6,5%. Правда, эта планка была взята еще в первом полугодии 2004 года, во втором рост замедлился. Считаю, что это – результат неопределенности в политике, падения доверия к власти, которая совершила ряд необдуманных действий. Одно из них спровоцировало банковский кризис, который, по сути, возник на пустом месте. Хотя все проверки банков проводились с благими намерениями, но привели к нежелательным последствиям. Наполнение денежного рынка замедлилось, упало доверие к банкам.
Второе действие совершалось вокруг ЮКОСа. И, хотя это дело имеет отношение только к конкретной компании, зарубежные инвесторы насторожились.
Третье необдуманное действие, точнее бездействие, – это прекращение структурных реформ. Из-за этого изменился социально-экономический ландшафт. Обозначилось противоречие в системе экономических институтов: относительно либеральная система сменилась на более жесткую, регулируемую, не совместимую с рыночной моделью.
Опосредованно все это отразилось не только на поведении экономических агентов России, но и самого населения. Это отразилось на сокращении количества депозитных вкладов и приливе денег на потребительском рынке. То есть народ предпочел больше тратить, чем сберегать. Поэтому рост ВВП был в значительной мере обеспечен за счет торговли.
С ростом доходов картина получилась очень пестрой. Комитет государственной статистики считает доходами вырученные от продажи валюты деньги. Но это никак не связано с экономической активностью и не является показательным для определения доходов. Их динамика роста приостановилась. В начале 2004 года данные были выше, чем во втором полугодии. Так, по данным ГКС, за 11 месяцев прошлого года доходы выросли на 9%, тогда как в начале года – на 15%. Реальная заработная плата в начале прошлого года увеличилась на 20%, а по итогам 11 месяцев на 11,5. Нельзя не заметить тенденцию снижения доходов населения. Однако товарооборот не уменьшился: на рынок выброшено большое количество денег.

Василий Солодков, директор банковского института ГУ «Высшая школа экономики»:
– Я бы не стал говорить о замедлении темпов экономического роста, потому что считаю, что реально никакого роста и не было. Если нам удастся к 2010 году достичь удвоения ВВП, то мы приблизимся к показателям уровня 1992 года. Не секрет, что это был самый неблагоприятный для страны период. К самому благоприятному, когда экономические показатели были максимальные, относится 1989 год. Но эту задачу никто не ставит. Сейчас же состояние нашей экономики не дотягивает до уровня 1975 года. Монтировать экономическую систему можно до бесконечности. По поводу ее реорганизации есть две концепции. Первая основана на утверждении, что было сделано много глупостей и их надо разобрать. Вторая – если ее разбирать, будут сделаны кардинальные глупости. Сегодняшнее состояние экономики – это результат неверной приватизации, в результате которой отрасли, обеспечивающие 80% ВВП, условно говоря, оказались в руках 5 человек. Вот они и играют в экономику, держа всех остальных на голодном пайке.
Что касается прошлого года, то за это время значительно ухудшился инвестиционный климат. Высокие цены на нефть не могли положительно отразиться на экономике. Как известно, все доходы от экспорта нефти оседают в Стабилизационном фонде. Гипотетически эти деньги можно ввести в экономику. Но, если их использовать без системы, кроме как к росту инфляции, это ни к чему не приведет. Кроме того, опыт подсказывает, что деньги могут уйти не по назначению. По-хорошему надо создавать базу из этих денег. Если цены на нефть упадут ниже 15 долларов за баррель, то содержания Стабфонда хватит на 2 года, чтобы поддержать сегодняшний уровень экономики.
Статистика отражает рост доходов населения. Они действительно растут, но не такими темпами, как хотелось бы. Если взять нынешний и 1975 годы, объемы нефтяного экспорта и уровень потребительских цен примерно одинаковый. Но положение работников бюджетной сферы (при той же номинальной зарплате) заметно ухудшилось.
Показатели инфляции считаю заниженными. Если сравнить цены на продукты, то нельзя не заметить, что в некоторых случаях они выросли в 2–3 раза. В основном же приводятся официальные усредненные данные, которые говорят о росте за год на 11,5%.