• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2003. № 11:38. 24 декабря

Монументальность власти – это иллюзия, потому что в действительности Путин не в состоянии контролировать ситуацию

Андрей Александрович, что, с Вашей точки зрения, в этом году было наиболее значимым, что в российской политике и экономике удалось сделать и что нет, и чего можно ожидать от следующего года, на что можно надеяться?

Наиболее значимым на сегодняшний день кажутся события с ЮКОСом, поскольку это было весьма сильным заявлением власти на пересмотр баланса сил между властью и бизнесом. Можно обсуждать, что было причиной для этого, но в любом случае те неформальные соглашения, которые были достигнуты между Путиным и олигархами в 2000 году, на сегодняшний день отброшены, баланс сил весьма существенно изменился в пользу власти.
На мой взгляд, это не лучший вариант развития событий. Но в любом случае, это уже произошло, сейчас уже не имеет смысла рассуждать, что было бы, если бы события пошли другим образом. Они пошли, как пошли. В целом подобное развитие событий, к сожалению, на мой взгляд, закономерно для той модели власти и сверхцентрализованного государства, которая у нас стала формироваться последние годы при Путине.
Вместе с тем, не стоит за этим событием не замечать другие достаточно важные вещи, которые имели место в уходящем году. В частности, сама постановка вопроса о необходимости удвоения ВВП к 2010 году была тоже значимым событием этого года. Эта публичная декларация власти по сути своей является осознанием того факта, что экономическое развитие в России не может быть успешным, если оно не будет обеспечивать определенного уровня жизни, точнее, стабильного повышения уровня жизни населения, что невозможно без определенных темпов роста. Чего не удалось фактически сделать - не удалось предложить механизмы этого ускорения темпов роста, ускорения развития. Поскольку все разговоры правительства о диверсификации и т.д., на мой взгляд, в значительной степени, это только разговоры. Внятных конкретных механизмов, которые позволяли бы управлять экономическим развитием, стимулировать его и поддерживать, на самом деле предложено не было.
Вместе с тем, в качестве некоего третьего события я бы выделил тот факт, что темпы текущего роста ускорились, чего на самом деле не ожидало ни правительство, ни экспертное сообщество. Были лишь некие декларации типа «нам это нужно», но на сегодняшней день с макроэкономической точки зрения достаточно сложно объяснить это ускорение на фоне того же «проседания» в абсолютных масштабах курса доллара по отношению к рублю и т.д.
В отношении прогнозов на будущий год мне кажется, что темпы роста будут оставаться высокими, несмотря на ситуацию с ЮКОСом, несмотря на негативные последствия этой ситуации с точки зрения притока инвестиций в Россию. Эта динамика будет сохраняться за счет того, что начали работать другие факторы, не зависящие от правительства. Эти факторы связаны с уже состоявшимся обучением значительной массы экономических агентов, которые адаптировались к рыночным условиям, которые уже значительно интегрированы в глобальную экономику (поскольку этот процесс идет независимо от разговоров о присоединении или неприсоединении к ВТО), которые сегодня действуют на свой страх и риск даже в ухудшающихся макроэкономических условиях.
Вместе с тем я не был бы слишком большим оптимистом, потому что относительно благоприятная ситуация 2004 года все равно не будет создавать основ для стабильного и уверенного развития в будущем до тех пор, пока на стороне власти не произойдет пересмотра подходов к экономической политике. Мы по-прежнему живем в условиях несовершенного рынка и слабого государства и нынешняя монументальность власти – это на самом деле миф, это иллюзия власти, потому что в действительности Путин не в состоянии проконтролировать губернаторов, он не в состоянии проконтролировать даже собственный аппарат более, чем на две-три ступени иерархии.
Госаппарат по-прежнему крайне неэффективен и вряд ли станет эффективным в будущем году. В отношении административной реформы я не испытываю особых надежд и иллюзий. Проблема упирается в то, что без осознания неэффективности централизованной модели и без пересмотра подходов власти к взаимодействию с бизнесом и с обществом у нас не возникнут устойчивые механизмы для экономического развития, не будет институтов, которые позволяли бы управлять экономическим развитием. Это будет достаточно значимым фактором риска.
Федеральный центр, на мой взгляд, в 2004 году не станет источником импульсов для развития.
Вместе с тем новые точки для роста, скорее всего, будут возникать в регионах - потому что регионов у нас много, они весьма разные по условиям, они конкурируют между собой и там появляются сейчас амбициозные региональные лидеры. В регионах пошел процесс смены элиты, который на федеральном уровне произошел еще в начале и середине 1990-е гг. Людям, которые приходят в регионах к власти сейчас, есть куда расти. Они часто связаны с бизнесом, у них другой жизненный опыт. И из возникающего взаимодействия сильных региональных лидеров и национальных бизнес-групп может вырасти новые интересные проекты развития.
Я думаю, что национальные бизнесс-группы также уже думают о более активном участии в жизни регионов. События с ЮКОСом будут к этому подталкивать, потому что однозначно на федеральном уровне сейчас бизнес находится в проигрышном положении: пытаться что-то получить для себя и создать какие-то площадки с привлечением ресурсов бизнесу, видимо, не удастся. А в регионах сейчас ситуация не совсем такая, там складываются более равноправные условия в плане взаимодействия крупного бизнеса и местных властей. Возможно, из этого взаимодействия (из тех экспериментов, которые по факту уже возникают) вырастет что-то интересное, что может стать основой для развития в будущем.