• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Есть что изъять" Рекордные цены на нефть напомнят чиновникам о сверхдоходах нефтяных компаний

Газета. 2004. № 1. 12 января

...Чиновники считают, что поборы с нефтяников совершенно безболезненно можно увеличить на 3 млрд. долларов в год. Примерно такую сумму бюджету, по оценкам Минэкономразвития, дало бы введение так называемой дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая позволяет учитывать качество разрабатываемых месторождений. Либеральные экономисты, в частности Егор Гайдар, считают, что заплатить такие деньги нефтяникам по силам...

Цены на нефть взлетели до максимального уровня со времени войны в Ираке. На Нью-йоркской товарной бирже в конце прошлой недели за баррель давали 34, 37 доллара. Однако радоваться этому российские нефтяники не спешат. Чем выше цены на нефть, тем сильнее чиновники хотят отобрать у сырьевых олигархов сверхдоходы.

Нефть дорожает рекордными темпами. В конце прошлой недели в Нью-Йорке цена одного барреля составила 34,37 доллара, в Лондоне на Международной нефтяной бирже сырье марки Brent стоило 31,67 доллара, а российский Urals в портах Средиземноморья отпускали по 30,19 доллара. Последний раз цена на нефть поднималась до таких отметок почти 10 месяцев назад, во время иракской кампании, вызвавшей панику у всех трейдеров. Нынешний ценовой рекорд установился во многом благодаря похолоданию в Северном полушарии, и в частности в США, которые являются главным экспортером нефти в мире. Вслед за подорожанием топочного мазута подскочили и цены на бензин, а это потянуло вверх и нефтяные фьючерсы. И хотя в ближайшие несколько дней аналитики ожидают стабилизации на нефтяном рынке, цены на черное золото будут оставаться на довольно высоком уровне.
Российские нефтяники, которые раньше считали рост цен на нефть хорошей новостью, сейчас относятся к этому без энтузиазма. "Высокие цены на нефть снова дадут чиновникам повод говорить о необходимости отобрать сверхдоходы у сырьевых олигархов. Теперь они решат, что у нас есть что изъять", - заявил Газете собеседник в одной из нефтяных компаний. Напомним, в конце прошлого года президент Владимир Путин заявил, что в большинстве развитых стран сверхдоходы от добычи сырья распределяются в отношении 20 к 80 - большую часть этой прибыли получает государство, меньшая остается у компаний. Так, в США налоги "съедают" около 60% прибыли, в Великобритании - 75, в Норвегии - примерно 80. В России же нефтяники с правительством оказываются на равных: половина сверхдоходов уходит в госбюджет, половина - компаниям.
Последняя попытка Кремля перераспределить потоки нефтедолларов в пользу государства провалилась в прошлом году. Тогда за нефтяников заступились депутаты из СПС, "Яблока", КПРФ и даже "Единой России". Однако теперь либеральных защитников у сырьевых олигархов в Думе почти не осталось: влияние коммунистов заметно поубавилось, а политические задачи для "партии власти" сформулированы как нельзя более четко. Чиновники считают, что поборы с нефтяников совершенно безболезненно можно увеличить на 3 млрд. долларов в год. Примерно такую сумму бюджету, по оценкам Минэкономразвития, дало бы введение так называемой дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая позволяет учитывать качество разрабатываемых месторождений. Либеральные экономисты, в частности Егор Гайдар, считают, что заплатить такие деньги нефтяникам по силам. Однако экономисты-государственники в лице Сергея Глазьева от природной ренты ожидают большего - 10-40 млрд. долларов. Сейчас крупнейшие нефтяные компании зарабатывают в год около 70 млрд. долларов. Эффективная ставка по налогу на прибыль, по оценкам аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Царегородцева, в среднем по отрасли составляет 16-20%. Однако после вычета всех налоговых отчислений и расходов на транспортировку у компаний остается примерно 10 млрд. нефтедолларов.
Нефтяники говорят, что эти средства идут на выплату дивидендов, погашение кредитов и инвестиции, причем первые два пункта для большинства компаний приоритетны. И если правительство решит увеличить налоговую нагрузку, то в первую очередь это скажется на сокращении инвестиций в производство.
"Правительство не может нам объяснить, что такое сверхдоходы, как их вычислять и тем более изымать. Разговоры о природной ренте мы воспринимаем как желание чиновников ужесточить налоговую нагрузку. В то же время только в прошлом году отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились примерно на 20%, и, видимо, это не предел", - заявил Газете собеседник в одной из крупных нефтяных компаний.