• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2004. № 10:28. 30 апреля

Нужно научиться отличать малого предпринимателя от того, кто под эту вывеску маскируется

Андрей Александрович, на фоне разрекламированного снижения ЕСН правительство намерено увеличить налогообложение малого бизнеса, а именно, с 2005 года вернуть для малых предприятий единый социальный налог. Объясняется это борьбой с налоговой минимизацией, поскольку многие крупные компании маскируются под малый бизнес. Насколько эффективной будет такая борьба с уходом от налогов крупных компаний, и насколько велик будет ущерб для малого бизнеса?
Проблема заключается в том, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Для малого бизнеса реально налоговая льгота нужна. Его функция в экономике не в том, чтобы давать некую массу налогов, а в том, чтобы с одной стороны обеспечить рабочие места, а с другой стороны создавать поле для инноваций – то есть для неких более рискованных проектов, которые в случае успеха могли бы быть потом поддержаны и оттиражированы крупным бизнесом. Это общая постановка. При этом правительство правильно заявляет, что на сегодняшний день льготный режим налогообложения, действующий для малого бизнеса, действительно, приводит к нездоровой конкуренции - поскольку в значительной степени эти возможности используются вполне крупными предприятиями. Истории с Ходорковским и другими подобными ПБОЮЛами известны, тем не менее, есть тысячи средних предприятий, уже вставших на ноги и имеющих обороты до нескольких десятков миллионов долларов, которые работают по таким же схемам и в значительной степени уходят от уплаты налогов.
Я не могу сейчас предложить конкретные решения - это надо предметно обсуждать, конкретно по этому поводу думать и вряд ли решения будут простыми. На мой взгляд, надо не столько повышать уровень налоговой нагрузки для всего малого бизнеса, а надо улучшать налоговое администрирование как систему, чтобы она могла в рамках действующего законодательства сохранить льготы для малых предприятий и при этом отличать реального малого предпринимателя от того, кто под эту вывеску маскируется. На самом деле это все решаемые вещи, в том числе, через предоставление подобных льгот не по принципу правового статуса: либо ПБОЮЛ, либо не ПБОЮЛ, потому что это, на мой взгляд, искусственное деление. Практика показывает, что в формате ПБОЮЛа можно организовать вполне крупный бизнес или, по крайней мере, средний. Критерием должен быть оборот или иной финансовый результат, возможно, измеряемый по совокупности взаимосвязанных предприятий. Здесь, конечно, возникает проблема выявления таких аффилированных лиц, но в развитых странах все это делается. В моем понимании у нас сейчас не столь низок уровень квалификации в налоговых службах, чтобы этого нельзя было делать.