• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От европейцев пока отстаем Управление цепями поставок: новые вызовы и ответы

Транспорт России. 2005. № 7. 14 февраля

...Раскрыть данные тезисы применительно к специфике российского бизнеса попытались ведущие ученые в этой области Валентина Дыбская, д.э.н., профессор, зав. кафедрой логистики ГУ-ВШЭ, и Виктор Сергеев, д.э.н., профессор, президент Национальной логистической ассоциации России...

Проанонсированный "ТР" VII Московский международный логистический форум выгодно отличался от мероприятий подобного рода, поскольку в его рамках органично сочетались как научные, так и практические мероприятия.
Так, конференция "Логистика и управление цепями поставок: новые вызовы и ответы" была посвящена современному состоянию, перспективам и тенденциям развития логистики и управления цепями поставок в РФ, странах СНГ и Балтии. В обсуждении вопросов современного состояния и тенденций на рынке логистических услуг приняли участие руководители и специалисты крупных компаний.
На конференции, прошедшей в МАДИ (ГТУ) на тему "Актуальные задачи науки и образования в области логистики", обсуждались вопросы подготовки кадров высшей квалификации в этой области, а также вопросы подготовки студентов по специальности "Логистика".
Кроме того, в рамках профессиональных сессий форума были организованы семинары по вопросам организации закупок и управления запасами, организации складской системы и транспортно-логистического обеспечения.
В завершение работы для участников форума были организованы экскурсии на складские объекты, где на месте можно было познакомиться с новинками в сфере складских технологий.

Что такое современная логистика?
ЛОГИСТИКА - важнейшая сфера деятельности любой производственной и торговой компании, затраты на которую в промышленно развитых странах составляют 20-30% ВВП.
ЛОГИСТИКА - крупный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля: от перевозчиков и экспедиторов - до информационных компаний/системных интеграторов.
ЛОГИСТИКА - передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке.
ЛОГИСТИКА - самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса.
ЛОГИСТИКА - беспрецедентные возможности карьерного роста. Менеджер по логистике - одна из самых высокооплачиваемых категорий персонала компаний.
Раскрыть данные тезисы применительно к специфике российского бизнеса попытались ведущие ученые в этой области Валентина Дыбская, д.э.н., профессор, зав. кафедрой логистики ГУ-ВШЭ, и Виктор Сергеев, д.э.н., профессор, президент Национальной логистической ассоциации России.
В подавляющем большинстве российских предприятий, да и на предприятиях со смешанным капиталом логистику чаще всего воспринимают утилитарно - как некоторый набор функций, привычных для любой компании: транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенная очистка, страхование грузов. Сам термин "логистика" для обозначения перечисленных функций -это, скорее, дань западной моде, красиво и непонятно звучащее для нашего уха слово, давно привычное для менеджеров зарубежных компаний.
Между тем опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Как известно, под ней понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики - транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка -интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и логистические издержки в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.
Выбираемая фирмой логистическая стратегия должна, с одной стороны, соответствовать корпоративной стратегии, с другой - основываться на определенной концепции логистики. Например, если компания применяет корпоративную стратегию концентрированного роста за счет расширения географии рынков сбыта и товарного ассортимента, то в качестве логистической стратегии может быть выбрана, например, стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру с децентрализацией распределения товарных потоков и управления логистикой в регионы. Основные направления реализации такой стратегии будут заключаться в использовании логистических посредников в дистрибьюции, создании сети региональных распределительных центров, децентрализованного управления логистикой в выделенных регионах сбыта и создании распределенной информационной системы, поддерживающей логистику. Если фирма использует, например, маркетинговую стратегию минимизации цены товаров на конкретном сегменте рынка, то естественным выбором для компании является применение стратегии минимизации общих логистических издержек. И та и другая приведенные в качестве примера стратегии могут основываться на концепции интегрированной логистики.
Передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, системы и технологии, что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением товарными и информационными потоками. Среди этих технологий необходимо отметить прежде всего такие, как Just-in-time ("Точно в срок"), Requirements/resource planning ("Планирование потребностей/ресурсов"), Demand-driven Logistics ("Логистика, ориентированная на спрос"), Time-based Logistics ("Логистика в масштабе реального времени"), Value-added Logistics ("Логистика добавленной стоимости"), Integrated Supply Chain Management ("Интегрированное управление цепями поставок"), E-Logistics ("Электронная логистика") и другие. Указанные концепции и технологии поддерживаются сейчас корпоративными информационными системами (КИС). Наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи "закупки - производство -распределение - продажи - сервис".

Резервы есть. Главное - выбрать направление
Николай Тарасенко, первый заместитель генерального директора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), отметил, что в Европе груз движется в среднем 22 часа в сутки, проходя 1300-1500 км. А в России время в пути в среднем составляет 8-10 часов в сутки, а расстояние, которое он при этом покрывает, составляет всего 500-600 км.
У нас, по мнению Николая Тарасенко, о логистике в верхних эшелонах власти вспоминают только в чрезвычайных ситуациях. Яркое подтверждение тому из недавнего прошлого - парализация движения на трассе Мурманск - Санкт-Петербург и на федеральной дороге "Дон" (наша газета писала об этом). Действительно, отдавая дань разбушевавшейся стихии, нельзя забывать о главном - о просчетах в организации схемы грузопотоков, о неразвитости сети терминалов и складов и т.д., т.е. о просчетах в логистических схемах.
По мнению специалистов ИТКОР, емкость российского рынка логистических услуг в настоящее время приближается к 50 млрд. долл., а его потенциал составляет не менее 120 млрд. долл. Так что резервы для развития есть, главное -выбрать правильные направления. О них рассказал Ырысбек Ташбаев, заместитель председателя Координационного совета по логистике.
В настоящее время развитие логистики осуществляется по таким основным направлениям, как бизнес, торговля, аутсорсинг, производство, инфраструктура, сервис, кадры.
В бизнесе в настоящее время сделан переход от построения логистических схем внутри компании к управлению цепями поставок. А возросшая открытость и прозрачность экономики предполагают усиление конкуренции во внешней среде и более высокие требования к самим логистическим схемам.
Глобализация экономики определяет ведущее место сетей в мировой торговле. И Россия в данном случае не исключение. Развитие сетевой торговли предполагает не только рост числа потребителей, но и увеличение прямых контактов производителей, а отсюда - и рост затрат на транспорт.
Отличительные моменты современной логистики, связанные с ростом сложности операций, применяемых технологий и сокращением времени на поставку товаров, требуют передавать выполнение какой-либо внутренней работы сторонним исполнителям, что называется в мировой практике аутсорсингом.
Опять-таки в рамках мирохозяйственных связей многие зарубежные компании организуют производство в России. Но производство развивается там, где развита транспортно-складская инфраструктура, т.е. развиты логистические центры. Пример такого региона - Нижний Новгород.
Развитие инфраструктуры, без которой невозможна логистика как таковая, требует господдержки и проведения соответствующей госполитики.
И в первую очередь государство должно определиться в земельном вопросе - от того, по каким условиям будет выделяться земля под склады и терминалы, будет зависеть развитие логистики на перспективу.
Растут требования к качеству логистических услуг, поэтому интересы клиента должны быть приоритетными.
Современные логистические схемы требуют современных знаний, навыков и умения. Поэтому кадровой политике и в первую очередь подготовке специалистов следует уделить не меньше внимания, чем всем остальным направлениям.
Что же касается прогнозов, то, по мнению Ташбаева, в ближайшей перспективе в 2005-2006 годах спрос на логистические услуги будет еще не удовлетворен. При этом ожидается уход с рынка малых и средних форм и создание крупных операторов различного профиля.
Всемерно содействовать развитию торговли - в этом видит одну из главных задач своего ведомства Леонид Ухлинов, начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы России. Для того, чтобы обеспечить 40% доходной части бюджета (а именно столько приносит таможня), необходимо прежде всего ускорять товарооборот и расширять внешнеторговые связи. Содействие торговле выражается прежде всего в эффективном таможенном контроле и максимальном упрощении таможенных процедур. Так, в рамках нового Таможенного кодекса, успешно действующего с 1 января 2004 г., процедура таможенного оформления автомобиля должна занимать не более трех суток, продление сроков возможно лишь при серьезных основаниях. Практика работы показала, что 90% машин укладываются в нормативные сроки оформления, а более 60% -в первые сутки. Резко возросшие объемы экспортно-импортных операций по движению автомобилей настоятельно потребовали совершенствования системы таможенного оформления. Так, если по грузовым автомобилям экспорт и импорт в стоимостном выражении приблизительно совпадают и составляют соответственно 372 и 382 млн. долл., то с легковыми автомобилями картина иная. По данным таможенной службы, в 2004 г. было ввезено машин на 5 млрд. долл., а экспортировано - на 558 млн. долл. Таким образом, без разработанной автоматизированной системы "Автотранспорт" обеспечение в режиме on-line оперативного контроля за автомобилями при пересечении границы и времени их ввоза-вывоза, мониторинга временного хранения на территории Российской Федерации невозможно. Благодаря этой же автоматизированной системе все пользователи, нуждающиеся в информации, получают ее в едином виде. В числе прочих в ней заинтересованы и представители логистических компаний. Кроме того, в рамках автоматизированной системы таможенники России сотрудничают с ближайшими соседями Украиной, Казахстаном, Финляндией, что также необходимо для налаживания эффективных логистических схем.

Имеет ли маркетологистика право на жизнь?
По мнению известного в транспортной науке ученого, доктора технических наук, профессора Алика Чеботаева, понятия "логистика" и "маркетинг" имеют общую точку соприкосновения в сфере удовлетворения материальных (продукт, товар, товарный ресурс, груз) и нематериальных (производственных и личных) потребностей (услуг), что необходимо учитывать при формировании рыночных отношений.
Обоснование такого нового понятия в экономике, как маркетологистика, было сделано на конференции по актуальным задачам науки и образования в области логистики. Мы приводим лишь несколько положений доклада, позволяющих обосновать это новое понятие.
Итак, по общему мнению, маркетинг включает в себя вид товарного ресурса, его жизненный цикл на рынке; цену этого товарного ресурса; масштаб выпуска и сбыта товарного ресурса (спрос). В результате достигается цель, а именно организация производства, сбыт товарного ресурса и маркетинговое управление. Назовем ее первой подцелью.
Если же говорить о содержании логистических технологий, то под ними подразумеваются в первую очередь товаропроизводители (товаровладельцы, склады, терминалы); транспорт (сама инфраструктура и организация перевозок); потребители как таковые, с включением всей инфраструктуры (склады, терминалы и т.д.).
Логистические схемы, таким образом, обеспечивают управление, планирование и обеспечение материального потока товарного ресурса. В результате достигается вторая подцель.
Интеграция этих двух подцелей позволяет определить маркетологистику как удовлетворение товарными ресурсами потребителей с наименьшими логистическими издержками, что и является единой маркетологической целью.
Таким образом, выстраивается единая маркетологистическая цепь - удовлетворение товарными ресурсами потребителей с наименьшими логистическими издержками.

***
ОТ РЕДАКЦИИ. Содержание доклада вызвало оживленные прения среди участников конференции. Нам бы хотелось, в свою очередь, услышать мнение наших читателей на этот счет.