• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ближайшие десять лет России останется сырьевой страной

Родная газета. 2004. № 1-2. 16 января

Некоторые отечественные эксперты жанр краткосрочного макроэкономического прогнозирования отвергают в принципе. Иные предпочитают заниматься предсказаниями коллективно - гораздо безопаснее ошибиться в прогнозе инфляции или курса валют вместе, тогда, если повезет, никто и не вспомнит, кому первому пришла в голову год назад лукавая цифра. Профессор Высшей школы экономики Николай Берзон согласился дать свой прогноз, причем в одиночку.

Некоторые отечественные эксперты жанр краткосрочного макроэкономического прогнозирования отвергают в принципе. Иные предпочитают заниматься предсказаниями коллективно - гораздо безопаснее ошибиться в прогнозе инфляции или курса валют вместе, тогда, если повезет, никто и не вспомнит, кому первому пришла в голову год назад лукавая цифра. Профессор Высшей школы экономики Николай Берзон согласился дать свой прогноз, причем в одиночку.

- Николай Иосифович, рост ВВП на 5 процентов - предел наших возможностей или правительство опять написало программу-минимум?
- Этот показатель вполне выполним. Гораздо волнительнее другое - за счет чего именно будет достигнут этот рост. Если за счет увеличения экспортных поставок нефти и металла, он мало что будет стоить. Если бы это произошло за счет развития высоких технологий или обрабатывающей промышленности, действительно был бы успех. Но в наметках правительства нет конкретных факторов, которые кабинет воспринимает как источники роста. Рост представлял бы ценность, если бы происходил за счет структурных перемен. Они могут и должны происходить. Для этого надо просто не мешать малому и среднему бизнесу, снять различного рода административные ограничения и барьеры. Есть еще арендные платежи. В Москве арендная плата запредельна. Но и в других городах она, оказывается, не намного ниже. Если у правительства и вправду есть приоритеты, в числе которых поддержка малого и среднего бизнеса, можно было бы создать более приемлемые условия для его размещения. Должна возрасти доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП. Но, похоже, в этом году этого не случится.
- А какая, по-вашему, судьба уготована нашим институциональным реформам?
- Будут двигаться. Я имею в виду ЖКХ, РАО ЕЭС и РАО РЖД. О "Газ проме" говорить не буду - это государство в государстве, и вряд ли там в ближайшее время что-то существенно изменится. В случае РАО ЕЭС проблема вообще уже чисто техническая - как продавать акции генерирующих компаний. Когда определятся, реформа двинется дальше.
- А что касается реформы ЖКХ, то как вам идея подпустить к обслуживанию коммунальных систем предприятия малого бизнеса?
- Малый бизнес это не потянет. Там нужны очень большие и длинные вложения. Отрасль в упадочном состоянии. Хотя перспективна, потому что ее услуги нужны всегда и всем. То есть это ниша с устойчивым спросом, который подкреплен живыми деньгами. Лакомый в перспективе кусок, который в ближайшие три-пять лет потребует серьезных денег. Так ведь уже нашлись крупные предприятия, желающие заняться этим бизнесом. Есть РКС, есть структуры Владимира Потанина, есть другие. Учуяли они или просчитали, но направление инвестиций выбрано правильное. Наверное, когда эта сфера наберет обороты, то крупный бизнес - в порядке компромисса - согласится к каким-то мелким ремонтным работам допускать предприятия малого бизнеса. Но в нынешнем году ничего подобного, уверен, происходить не будет.
- Николай Иосифович, многие ваши коллеги-экономисты уже дали свой макроэкономический прогноз на начавшийся год. Большинство приговорило доллар к 29 рублям. Вы согласны?
- Нет. К концу следующего года доллар, по моим расчетам, будет стоить 31 рубль. В Америке начинается оживление.И со второго квартала федеральная резервная система, наверное, начнет повышать процентные ставки. А слабый доллар никому не выгоден - Америке в первую очередь: идет утечка капитала за рубеж. А для США это большая проблема. У них колоссальный дефицит бюджета и платежного баланса. Раньше американский рынок был очень привлекателен, и шел переток капитала из Европы. Сейчас иная ситуация. И дефицит платежного баланса не покрывается движением капитала. Даже Алан Гринспен уже говорил, что тенденцию надо менять. По оценкам экспертов, оптимальным для американской и европейской экономик было бы соотношение доллара и евро 1, 20 к 1. А в этом случае рубль и доллар придут к соотношению 31 к 1.
- А что вы скажете по поводу прогнозной цены на нефть в 24- 25 долларов за баррель?
- Полагаю, это вполне оправданный прогноз. ОПЕК - достаточно мощная структура, которая может держать весь мировой нефтяной рынок. Альтернативные поставщики вроде нас тоже поддерживают с ними партнерские отношения. В общем, нефтяные экспортеры - все вместе - не допустят существенного снижения цены.
- А наш Центробанк вам в нынешнем году не будет жаль? Ведь весь прошлый год ведомство Игнатьева балансировало между укрепляющимся рублем и президентским заклинанием насчет удержания инфляции на рубеже 12 процентов. И в конце года, кажется, делало это уже из последних сил.
- Конечно, у Центробанка задача очень сложная: опять держать и рубль, и инфляцию. Но правильнее сейчас держать инфляцию, чем курс. Ведь реальный курс доллара - то ли 12, то ли 15, то ли 20 рублей. И что уж цепляться за отметку в 30 рублей? С другой стороны, есть новый закон о валютном регулировании, упрощающий вывоз валюты из страны и уменьшающий процент обязательной продажи валютной выручки. Так что ЦБ уже не придется скупать валюту в таком количестве. Но даже когда и если рубль продолжит свое укрепление, ничего плохого для российского потребителя не случится. Наоборот, вырастет доверие к рублю. Тем, у кого зарплата номинирована в долларах, надо договориться с работодателями о переоформлении ее в рубли. Представляете, мы знаем свою зарплату в рублях, знаем, что нам ее на 5 процентов каждый год прибавляют, а инфляция в стране - 3-4 процента. Вот это будет жизнь!
- Это ваш прогноз на 2004 год?
- Да что вы! В ближайшие десять лет Россия останется сырьевой державой. И даже если обрабатывающие отрасли смогут хоть на один процент ежегодно приумножать свое присутствие в экономике, будет здорово.