• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2004. № 11:29. 26 мая

Cохранение низких цен на газ на внутреннем рынке для нас объективно важнее, чем защита машиностроения

Андрей Александрович, договоренность с ЕС о вступлении России в ВТО достигнута, нам удалось отстоять низкие внутренние цены на газ, а западным компаниям обещаны низкие ввозные пошлины на автомобили и самолеты. Означает ли это, что Россия сдает свое машиностроение и авиацию ради сохранения сырьевого сектора? Ведь понятно, что в рамках ВТО многие наши производства не выживут.
Во-первых, не нужно переоценивать значимость этого события, потому что это еще не вступление в ВТО. Это только договоренность с одним из ключевых игроков об условиях нашего вступления. И после этого мы должны будем договариваться с Китаем, с Америкой - со многими другими. Тем не менее, сам факт договоренности с ЕС – позитивный сигнал. Мы все-таки движемся. Был достаточно длительный период, когда этих позитивных сигналов не было. В отношении ситуации с секторами очевидно, что должен был быть некий компромисс. На сегодняшний день с точки зрения перспективы сохранение низких цен на газ на внутреннем рынке для нас объективно важнее, чем защита машиностроительной продукции просто в силу того, что низкие цены на газ означают существенные конкурентные преимущества для всей экономики, в том числе, для машиностроительных компаний. Как раз в предстоящей перспективе снижение пошлин на продукцию автомобилестроения и авиастроения может быть неким стимулом для наших компаний в этих отраслях к тому, чтобы они начали повышать собственную конкурентоспособность.

Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы вступления России в ВТО? Как быстро может пойти процесс переговоров с остальными участниками, и когда Россия фактически вступит в ВТО?
Я думаю, что переговоры займут еще года два. А вступим мы в ВТО реально через 3 или 4 года.

А успеют российские компании подготовиться к этому моменту?
Помимо того, что мы добиваемся вступления, возникают договоренности об адаптации к определенному сроку условий регулирования. На самом деле, даже вступив в ВТО, мы можем какое-то время сохранять тарифы на тех или иных рынках. Соответственно, в моем понимании срок для адаптации компаний в машиностроительных отраслях будет.
Кроме того, следует учитывать, что политические заявления о том, что мы вступаем, делались уже очень давно. Правильнее отсчитывать некий период изменения стратегий компаний не с нынешней даты, а с 2001 года, когда о том, что мы будем вступать, было заявлено вполне официально и на высоком уровне.