• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Газовая атака! Рост тарифов естественных монополий должен "взбодрить" российскую промышленность

Русский курьер. 2004. № 107. 27 мая

...Понятно, что проводить свою политику МЭРТу придется под огнем всеобщей критики, в том числе и со стороны специалистов, обычно поддерживающих либеральные реформы министерства. Например, директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев недавно заявил: "На сегодняшний день сохранение низких цен на газ на внутреннем рынке для нас объективно важнее, чем защита машиностроительной продукции просто в силу того, что низкие цены на газ означают существенные конкурентные преимущества для всей экономики, в том числе для машиностроительных компаний".

Сегодня правительство России должно определить уровень повышения тарифов естественных монополий в будущем году. Министерство экономического развития и торговли подготовило к заседанию кабинета предложения, в соответствии с которыми внутренние цены на газ увеличатся на 20%, на электроэнергию - на 9,5% и на грузовые железнодорожные перевозки - на 8,5%.

Неоднократно провозглашаемый разными должностными лицами принцип, что тарифы монополий не должны превышать уровень инфляции, соблюдается только в отношении железнодорожных перевозок. Даже электроэнергетикам позволено хотя бы на 1% обогнать инфляцию (которая в будущем году запланирована в размере 8,5%). И все же рост тарифов на электричество, по сравнению с нынешним и прошлым годом, замедлился. А вот темпы роста цен на природный газ остаются неизменными. Уже четвертый год подряд цены на продукцию "Газпрома" увеличиваются на 20%.
Стандартным оправданием газовиков является утверждение, что внутренние цены на газ в России слишком занижены. "Газпром" -единственная из корпораций-монополий, которой удается доказать, что сложившийся уровень тарифов является нерентабельным (избежать убытков газовому концерну позволяет только экспорт). Как заявил вчера замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, действующие тарифы на газ "по-прежнему не интересны независимым производителям газа", которые могли бы инвестировать средства в развитие отрасли. Однако, кроме заботы о прибылях производителей газа, есть и более фундаментальные соображения. В середине апреля Минэкономразвития направило в правительство доклад о повышении конкурентоспособности российской экономики. В нем, кроме прочего, содержалось требование увеличить тарифы монополий, поскольку использование в глобальной конкуренции заниженных цен на сырье и энергию развращает промышленность и является бесперспективным. Однако с подобными доводами не согласились не только промышленники (что естественно), но и многие экономисты. "Почему мы своими руками должны убивать одно из наших немногих конкурентных преимуществ?" - заявил тогда зампред комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский. Но у Минэкономразвития было не так много пространства для маневра. Уже 6 лет экономическое ведомство вело тяжелейшие переговоры о вступлении в ВТО, а важнейшим препятствием на этом пути являлось требование Европейского союза сравнять внутрироссийские цены на газ и электроэнергию со среднемировыми. Никаких обязательств по газу Россия не давала - но тем не менее цены на него повышались сами собой: с 13-16 долларов за тысячу кубометров в 2000 году до 30 долларов в 2004 году. Таким образом, поводов для разногласий на переговорах становилось все меньше.
Нынешнее заседание правительства происходит в совершенно новых условиях: многолетние переговоры с Евросоюзом закончены, подписаны соответствующие документы. Как заявил, комментируя итоги переговоров комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами, "Москва дала обещание ввести поэтапное повышение цен на газ для промышленных потребителей". Глава МЭРТ Герман Греф описал сложившуюся ситуацию более мягко: "Россия отстояла относительно низкие внутренние цены на газ, которые тем не менее будут постепенно расти".
Что это значит, расшифровал вчера Андрей Шаронов: к 2006 году внутренняя цена на газ в России должна составлять 39 долларов, а к 2010 году - 50-55 долларов. Это еще не мировой уровень, но все же вдвое больше, чем еще недавно платили российские предприятия. При этом, по словам Шаронова, постепенный рост цен на газ будет сопровождаться пересмотром ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Пока "цены на газ будут расти быстрее инфляции, но мы планируем ежегодно увеличивать налоговую нагрузку на газодобывающие компании".
Понятно, что проводить свою политику МЭРТу придется под огнем всеобщей критики, в том числе и со стороны специалистов, обычно поддерживающих либеральные реформы министерства. Например, директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев недавно заявил: "На сегодняшний день сохранение низких цен на газ на внутреннем рынке для нас объективно важнее, чем защита машиностроительной продукции просто в силу того, что низкие цены на газ означают существенные конкурентные преимущества для всей экономики, в том числе для машиностроительных компаний".