• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2004. № 11:45. 11 июня

Вмешательство государства в экономику необходимо, но нужно определить формат

Андрей Александрович, начальник юридического отдела ООО «Союзпатент» Александр Залесов на конференции «Правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности» сказал, что переход к инновационной экономике возможен лишь тогда, когда малые и средние промышленные предприятия станут использовать новые отечественные разработки. Сейчас российские предприниматели предпочитают покупать запатентованные здесь иностранные изобретения, хотя, как правило, есть и российская альтернатива. Почему так происходит, и есть ли надежда на изменение ситуации в обозримой перспективе?
Я думаю, что дело не только в спросе малых и средних предприятий на инновационные разработки. Должна работать инновационная система, которая складывается из большого числа компонентов. По опыту других стран, это и венчурная индустрия, и университеты и исследовательские центры, взаимодействующие с бизнесом, и крупные корпорации, формирующие спрос на те инновации, которые могут быть реализованы и внедрены на уровне малых и средних предприятий. В отношении же конкретных слов о том, что российские малые и средние предприятия более активно используют зарубежные технологии, у меня нет данных и статистики. Но в этом я тоже не вижу ничего страшного, если такого рода импорт технологий приводит к повышению эффективности российских компаний.

Но если такое положение вещей сохраняется, то это означает, что российские изобретатели не будут иметь финансовой подпитки, и, соответственно, не смогут развиваться.
На мой взгляд, финансовую подпитку для российских разработчиков должны создавать не сами по себе российские малые и средние предприятия, у которых тоже не так много денег, а, скорее, другие институты и структуры. На самом деле, нужны официальные институты, которые реально работают во многих других странах, сопоставимых с Россией по уровню развития. Эти институты должны быть ориентированы на поддержку отечественных разработок, а что будет использовать малый и средний бизнес, отечественные или зарубежные технологии, это уже следующий вопрос. Эти вещи не нужно жестко связывать.

То есть, государство должно вкладывать деньги в развитие этих институтов, которые будут заниматься разработками, при том, что неизвестно, удастся ли продать эти разработки?
Опять же, эти разработки покупает не малый и средний бизнес. Малый и средний бизнес – это та почва, на которой может пройти экспериментальная и коммерческая апробация. В среде малых и средних предприятий можно понять, - эти продукты, технологии, инновации могут быть реализованы в каких-то бизнес-проектах, или нет. Для этого нужно создать определенные стимулы к тому, чтобы малые и средние предприятия были готовы рискнуть с этими новыми российскими разработками. Опять же, в других странах специально создаваемые институты развития играют достаточно большую роль в этом процессе снижения рисков для новых инновационных предприятий. Идет софинансирование проектов, которое, действительно, снижает риски. Этого у нас в России, к сожалению, нет, в нормальных масштабах и нормальных формах.

А что должно измениться для того, что бы это появилось?

Нужна более осмысленная государственная политика, с пониманием со стороны государства того, что в условиях несовершенных рыночных и государственных институтов, которые у нас сейчас существуют, вмешательство государства в экономику необходимо, но это нужно делать в определенных форматах. Государственное вмешательство всегда чревато коррупцией, и важно так воздействовать на экономику, чтобы это не создавало дополнительных стимулов для коррупции. Опыт целого ряда стран – Чили, Израиля, Мексики, - показывает, что можно создавать институты государственной поддержки, которые будут создавать стимулы к инновациям в бизнесе, не расширяя пространство для коррупции.