• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Конкуренция на рынке лизинга только начинается"

КоммерсантЪ-Деньги. 2005. № 8. 28 февраля

О перспективах российского рынка лизинга корреспонденту "Денег" Екатерине Сафаровой рассказал Виктор Газман, профессор Высшей школы экономики.

О перспективах российского рынка лизинга корреспонденту "Денег" Екатерине Сафаровой рассказал Виктор Газман, профессор Высшей школы экономики.

- Лизинговая индустрия в России растет очень быстро. За счет чего?
- Действительно, рынок лизинга в России развивается динамично. Результаты моего исследования, основанного на анализе деятельности 123 компаний, свидетельствуют, что в 2003 году общая стоимость заключенных договоров лизинга составляла $3, 64 млрд. Моя предварительная оценка на 2004 год - $5, 48 млрд. Есть основания полагать, что в 2005-м будет $7,8 млрд. Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды в
2004 году составил, по моим расчетам, более 6%, а в машины и оборудование - более 12%. Такие темпы роста обусловлены наметившейся тенденцией к экономической стабилизации в России, благоприятными для бизнеса изменениями в законодательстве, регулирующем лизинг. Важную роль играет улучшение финансового положения многих российских предприятий, остро нуждающихся в обновлении основных фондов. А лизинг - один из наиболее эффективных способов реализации инвестиционных проектов, позволяющий за счет льгот уменьшать расходы на 15-20% по сравнению с покупкой оборудования в кредит. И банки почувствовали привлекательность этого бизнеса: доходность лизинговых операций намного выше, чем у большинства банковских, кроме того, если сделка проводится через лизинговую компанию, риски по ней значительно меньше. Об этом свидетельствует и статистика досрочного расторжения договоров. В России этот показатель лучше, чем в других странах, - всего 0,9%.
- Какие изменения в законодательстве стали наиболее серьезным стимулом для развития лизинга?
- Для лизинга очень важны размеры НДС и порядок его зачета. Хорошо, что грозовая туча в виде определения Конституционного суда N 169-0 прошла мимо лизингового бизнеса. Положительной является наметившаяся тенденция снижения ставки НДС. По-видимому, в 2006 году она сократится до 16%. Кроме того, благодаря новым нормам главы 30 Налогового кодекса участники лизинговых операций имеют право не платить налог на имущество в том случае, когда оно находится на балансе лизингодателя. Если этот порядок сохранится, интерес к лизингу усилится, поскольку легализуется право на уменьшение налогообложения. Новый Таможенный кодекс позволяет получить дополнительные льготы при операциях международного импортного лизинга.
- Лизинговые компании не торопятся предлагать клиентам более дешевые услуги, сокращая маржу. Спрос на лизинг по-прежнему намного превышает предложение?
- Конкуренции на рынке лизинговых услуг в России около двух лет. До этого руководители лизинговых компаний говорили, что рынок безбрежный, места хватит всем. А сейчас уже есть примеры, когда клиент, не удовлетворенный условиями одной компании, обращается в другую. По моим расчетам, маржа лизинговых компаний постепенно уменьшается. В прошлом году этот показатель колебался от 1 до 8% годовых, в среднем было 3,7%. А три года назад в отдельных компаниях он достигал 15%!
Также в 2003-2004 годах продолжилось снижение цен на лизинговые услуги. В значительной степени этому способствовало уменьшение стоимости кредитов. Уменьшились и авансовые платежи - в среднем до 13, 9% от первоначальной стоимости имущества. Для сравнения: в Германии обычаем делового оборота при лизинге является аванс в 15%. Без учета лизинга автотранспорта, где авансовый платеж, как правило, не ниже 20-25%, российский показатель мог бы быть еще ниже. С другой стороны, на общую статистику влияют показатели лизинговых компаний, работающих с бюджетными средствами. Их деятельность регулируется нормативными документами, ограничивающими максимальный размер аванса (как правило, не выше 10%).
- Только ли конкуренция заставляет лизингодателей уменьшать авансовый платеж?
- Не только. Лизингодатели понимают, что чем больший аванс они возьмут, тем меньше заработают на сделке. Есть примеры, когда компании вообще не берут авансы с проверенных на деле лизингополучателей.
- Какие изменения произошли в сфере финансирования лизинговых сделок?
- В качестве одного из источников финансирования лизинга все больше используются собственные средства лизингодателей, они нередко инвестируют в бизнес значительные суммы. Так, треть лизинговых компаний использует для покупки оборудования собственные средства в объеме от $1 млн. до $10 млн, а десятая часть лизингодателей вкладывает в лизинговые проекты суммы, превышающие $10 млн. В целом на этот источник в общем объеме средств приходится 11, 4%. Еще 53, 9% - это банковские кредиты, 13, 9% - авансы лизингополучателей, 10, 5% - бюджетное финансирование, 3, 6% - финансирование за счет средств поставщиков оборудования. Все остальное - это финансирование посредством схемы возвратного лизинга, когда в роли финансирующей организации выступает сам лизингополучатель, а также посредством вексельных схем и заимствований на открытом рынке.
- Некоторые лизинговые компании считают этот инструмент неприемлемым, поскольку сроки обращения облигаций, как правило, меньше срока договоров лизинга.
- Некоторые ведущие российские лизингодатели, например "РТК-лизинг" и "Глобус-лизинг", выпустили уже несколько траншей облигаций. Все начиналось с полугодовых заимствований, затем пошли годичные, а теперь транши двухгодичные. Два года - это уже хорошая подпитка. А почему бы на следующем этапе не выпустить трех-, четырех- или даже пятилетние бумаги? Я считаю этот инструмент очень перспективным. И это одна из составляющих механизма секьюритизации лизинговых активов.
- Что здесь имеется в виду?
- Имеется в виду консолидация в специально созданной компании лизинговых портфелей и отдельных проектов, которые затем становятся основой для эмиссии ценных бумаг. Полученные ресурсы используются как источник для финансирования новых проектов. В США и Западной Европе такой процесс очень развит, у нас же это пока только перспектива. Но первые шаги уже делаются. Так, в прошлом году увеличилось число сделок, связанных с куплей-продажей лизинговых проектов. Покупка портфелей станет следующим этапом. Это хорошее явление, оно позволяет лизинговым компаниям маневрировать, оперативно привлекать необходимые средства. Представьте ситуацию. Лизинговая компания ведет трехлетнюю сделку, до окончания которой остался год. И вдруг на горизонте возникает новый перспективный проект, под который нужны деньги. Компания может продать действующий проект и сразу получить необходимую сумму, чтобы запустить новый. Покупатель тоже имеет свой интерес: он получает сделку с минимальными рисками. Вместе с тем для секьюритизации лизинговых активов необходима правовая база - возможно, по аналогии с ипотекой.
- Как меняются доли предметов сделок в лизинговом бизнесе?
- В первую очередь я бы отметил резкий рост удельного веса стоимости сделок с железнодорожным транспортом. В 2003 году этот показатель увеличился с 3, 7 до 9%, а в 2004-м достигнет порядка 20%.Железнодорожные перевозки - очень привлекательный бизнес, а это немаловажный фактор для ликвидности лизингового имущества. Продолжает расти число сделок с автотранспортными средствами. Больше 60% российских лизингодателей в своем портфеле имеют сделки с лизингом легкового и грузового транспорта. Хороша динамика в сегменте строительной и дорожно-строительной техники. А вот доля классической недвижимости пока мала - в пределах 1% общей стоимости договоров. Еще 8% - это недвижимость в виде самолетов и судов. Столь незначительные объемы объясняются в том числе и сверхвысокой стоимостью нотариальной подписи. Недавно принятые поправки к закону о нотариате должны изменить ситуацию к лучшему.
В качестве одной из тенденций я бы отметил появление проектов, когда в лизинг передаются целые имущественные комплексы - по сути, заводы. Речь идет о сделках стоимостью несколько десятков миллионов долларов - это серьезные цифры даже по международным масштабам. Такие сделки осуществляли "Глобус-лизинг", "Авангард-лизинг", "Интеррос-лизинг". Здесь лизинговым компаниям приходится решать помимо финансовых очень серьезные задачи логистики, монтажа оборудования. Если бы не уверенность в твердости финансового положения лизингополучателя, компании никогда не решились бы на такие проекты, ведь сверхсложное уникальное оборудование чаще всего неликвидно.