Василий Солодков профессор: Для формирования финансового рынка нам подходит американская модель
Отечественная банковская система, полагают эксперты, по-прежнему далека от совершенства. Косвенное свидетельство тому - вялотекущие разговоры последних лет о необходимости банковской реформы. Прямое доказательство - явная неспособность банков обеспечить достаточными денежными потоками реальный сектор экономики. О причинах неэффективности банков и перспективах развития системы с обозревателями «Финансового аналитика" Маргаритой Водяновой и Константином Дановым беседует директор Банковского института Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор Василий Солодков.
— Словосочетание «банковская система» прочно вошло в нашу жизнь после дефолта-98. С тех пор мы достаточно свободно пользуемся этой фигурой речи, не особенно вдумываясь в смысл. А система-то, строго говоря, у нас есть?
— Строго говоря, нет. Наши банки аккумулируют у себя значительные средства -ив виде депозитов частных лиц, и в виде свободных остатков на счетах корпоративной клиентуры. Но мы по-прежнему не видим свободного перетока этих денег в экономику. То есть банки не выполняют главной своей функции - посредника. Так что банковской системы в классическом понимании у нас нет. Есть отдельные банки, которые зарабатывают прибыль, кто как умеет. И именно в свободе выбора инструментов, на мой взгляд, и кроется основная причина того, что нет системы. Мы с самого начала пошли по неверному пути, избрав в качестве примера для подражания не американскую, а немецкую - или европейскую - банковскую систему. В США после кризиса 1930-х гг., после глубочайшей депрессии, коммерческим банкам запретили работать на фондовых рынках. Потому что акции — очень волатильный инструмент и с этим связаны большие риски. На фондовом рынке США работают только инвестиционные банки. Только они вправе сильно рисковать, гоняясь за высоким процентом прибыли. Но у них нет доступа к мастным вкладам.
— Однако такие правила банковской игры применяются не во всех странах.
— Верно. Иначе устроена, к примеру, немецкая банковская система. Там банки универсальные, Они могут кредитовать предприятия, частных лиц, а могут вкладываться в фондовые рынки. И мы, при полной неразвитости нашего финансового рынка, пошли по немецкому пути.Все наши коммерческие банки на самом деле универсальны. Любой российский банк - это прежде всего инвестиционный банк. До кризиса 1998 г. банки вкладывались в валюту, а когда доходность стала низкой, переключились на ГКО, пока те не рухнули. Потом долго не знали, чем заняться. Наконец стали вкладываться в фондовый рынок, который, благо, растет, и в недвижимость, которая, благо, тоже растет. Но рост нашего фондового рынка и рынка недвижимости связан с ростом цен на наш основной экспортный товар - энергоносители. Как только конъюнктура изменится, у банков, которые вложились в эти сектора экономики, возникнут проблемы. Объем страхования банковских вкладов - 100 тыс. руб., страхование, естественно, не решит этих проблем. При падении цен на нефть банки лишатся, с одной стороны, притока денег от населения и предприятий, с другой стороны — доходов от своих вложений. И мы с вами получим ситуацию, аналогичную 1998 году. Посмотрите, что сейчас происходит с фондовым индексом! Есть свободные средства, они вкладываются в акции, и вне зависимости от состояния предприятия и экономики в целом фондовый индекс растет. Так в свое время росли котировки пирамиды МММ.
— Но ведь, с другой стороны, банки не просто так не дают кредиты реальному сектору. Во-первых, ему нужны очень длинные деньги,которых нет. А во-вторых, риски достаточно высоки.
— Длинных денег действительно нет. Потому что только сейчас начинает восстанавливаться доверие к банковской системе. А проблем на самом деле много. У нас нет бюро кредитных историй. Это означает, что в каждом конкретном случае приходится проводить расследование: а что представляет собой тот или иной заемщик? Это трудоемко, долго и дорого. Соответственно, выходим на большие проценты. А тут еще финансовая отчетность предприятия - одна для банка, вторая для налоговиков, третья для аудиторов. Разобраться банку с этим очень сложно. И это тоже тормоз для кредитования реального сектора.
— Что из тормозящих факторов легче всего устранить? Создать бюро кредитных историй, перевести всю страну на международную систему отчетности, что-нибудь еще?
— Теоретически проще всего создать бюро кредитных историй и перевести всех на МСФО. Но мы реалисты. В США бюро кредитных историй работают в режиме строгой конфиденциальности. А кто у нас может подписаться, что достоверная информация, попав в бюро кредитных историй, останется конфиденциальной, даже если это будет предписано законодательно? У всех на памяти история с базой телефонов. Хотя очевидно, что это конфиденциальная информация. Что касается международных стандартов отчетности, то представьте себе, сколько будет стоить переобучение миллионов бухгалтеров. Другой аспект: МСФО предполагает, что вы правильно формируете отчетность. Но допустим, у банка есть невозврат по кредиту. Его можно записать в раздел «Убытки» или в «Доходы будущего периода». Если мы приняли идеологию МСФО, надо записывать в убытки. А что сделает наш бухгалтер, чтобы показать более достойную отчетность? Мы можем формально перейти на МСФО, но это не избавит нас от проблем. Потому что они на самом деле не в той или иной системе, а в наших головах.
— То есть российская банковская система в том виде, как она есть, не очень-то и нужна экономике, если, конечно, не иметь в виду тот зародыш, который мы именуем фондовым рынком?
— Нужна. Без банков в любом случае не может быть эффективного механизма перераспределения капитала, а без него современная экономика не может развиваться. И практически банки востребованы. Но как? Спросите любого нашего директора предприятия: как взять кредит. Он скажет: в принципе не сложно. Но надо заполнить огромное количество бумажек, потерять огромное количество времени и заплатить при этом ростовщические проценты.
— Поэтому лучше взять кредит не у банка, а у директора соседнего предприятия?
— Конечно.
— В числе немногих перемен, которые принято относить к признакам банковской реформы, помимо закона о страховании вкладов, значится требование к банкам увеличить в ближайшем будущем уставный капитал до 5 млн евро. За этим, говорят, последует неминуемое укрупнение банков. Приведет это к положительным результатам?
— В теории - безусловно. На практике же приведет к снижению конкуренции. Это всегда оборачивается простыми вещами. Например, ужесточением условий со стороны банков для того же реального сектора. Конечно, есть в укрупнении банков и свои положительные моменты. Например, снизятся риски при выдаче кредита. Но кредитов банки выдают мало. Столько же, сколько тратят на покупку акций на фондовом рынке.
— А есть ли в банковской реформе хоть что-нибудь положительное?
— Если вернуться «теме бюро кредитных историй, то с ними ничего не происходит. Только разговоры. Если говорить об управлении рисками, то у нас до сих пор нет закона о деривативах, А срочные сделки после кризиса 1998 г. известным решением Арбитражного суда признаны сделками-пари. То есть хочу - выполняю, не хочу - не выполняю. Это означает, что мы не в состоянии управлять валютным риском, у нас нет срочного валютного рынка, У нас в принципе отсутствуют любые деривативы, связанные с процентными ставками. И более того — в рамках действующего законодательства этот пробел невозможно восполнить. Потому что дериватив возможен только на актив, а процентная ставка активом не является. Поэтому процентные фьючерсы "Вылетают» даже из перспективы работы законодателей. А что это означает? Директор предприятия должен понять, по какой ставке через год он сможет взять кредит. Как это во всем мире делается? Идешь, покупаешь процентные фьючерсы и заключаешь соглашение о будущей процентной ставке. У нас этого инструмента нет.
- Сейчас, возможно даже в эти часы и минуты, в Думе пишут законопроект о деривативах, приговаривая про себя: "Зачем и кому это нужно?»
— На самом деле его пишут уже давно - наблюдаю за этим, по крайней мере, слета прошлого года. Разные люди пишут разные варианты. Но самого закона пока нет.
— А когда и если он появится, это сильно оживит финансовую жизнь?
— Сложно сказать. Я сейчас не представляю, когда он появится,—это первое. Второе - проблема управления рисками. От того, какой закон будет и как конкретно можно будет этими рисками управлять, будут зависеть размеры дополнительных денежных потоков.
— Есть ли еще позиции, которые, с вашей точки зрения, надо реализовать, чтобы они поспособствовали правильному направлению движения денег - от банков в экономику?
— Учитывая то, что у нас неразвитый рынок, что уже на памяти нынешних поколений немало случилось реальных финансовых кризисов, необходимо признать, что для формирования правильного финансового рынка нам более подходит американская модель развития системы. Есть коммерческий банк, который занимается кредитованием предприятий и населения, и есть инвестиционный банк, работающий с другими инструментами и с другими рисками. Вот это и должно быть, с моей точки зрения, строго разграничено.
— Но чертить контуры реформы должен не кто иной, как Центробанк. А там в последнее время говорят лишь об ужесточении надзора и повышении капитализации банков.
— Здесь две проблемы. Первая заключается в том, что основная тенденция развития цивилизованных финансовых рынков - это либерализация. И эта концепция доминирует среди наших советников из Международного валютного фонда и Мирового банка. Тамошние чиновники убеждены, что практику, которую они считают передовой, можно спокойно, без оглядки, переносить на развивающиеся рынки. Когда в России в 1992 г по совету МВФ проводилась либерализация цен, обошлись без введения в России собственного рубля. Все бывшие республиканские банки получили бесконтрольный доступ к эмиссии бывшего советского рубля. Результат - инфляция, 3000 процентов годовых. И с последствиями этой инфляции боремся, по сути дела, по сей день. Знал ли заранее о таких последствиях МВФ? Безусловно.
- Но потом применялись и другие экономические теории...
— Да. в середине 90-х, тоже по совету извне, мы использовали так называемую «теорию якоря». Самое главное было победить инфляцию — через фиксацию курса доллар-рубль. В результате, если учитывать, что инфляция и, соответственно, процентные ставки по рублю были высокими, можно было в долларах зарабатывать 100% годовых. И все удивлялись: почему банки не идут в реальный сектор? А какой реальный сектор может обеспечить такую доходность? Теперь специалисты МВФ и Всемирного банка считают либерализацию банковского законодательства и банковских услуг магистральным направлением развития.
— Но не станете же вы утверждать, что заграничные эксперты опять так легко сбили с панталыку наших «зубров» из ЦБ?
— Нет, конечно. Тут налицо очень большой конфликт внутренних интересов. Если я, руководитель банка, не думая ни о каких кредитах и вложениях в реальный сектор, могу зарабатывать большие деньги, скупая недвижимость в той же Москве, а вы мне говорите, что теперь так нельзя, а надо работать с заемщиками, я, естественно, на вас обижусь, Нынешний парламент вряд ли может принять законы, способные нормализовать ситуацию. Заметьте, ничего похожего даже не обсуждается.
— Получается, что банковская система с ее интересами и реальный сектор с его потребностями в ближайшее время останутся двумя параллельными прямыми, без всякого шанса пересечься?
— Заметьте, вопрос кредитования реального сектора поднимался лишь тогда, когда у банков не было иных финансовых инструментов, например после кризиса 1998-го. Как только они появились, все снова вошло в привычно «нормальную» ситуацию. И пока этот инструментарий будет оставаться в распоряжении банков, будем наблюдать две параллельные прямые.