• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2004. № 10:25. 10 ноября

Выход один - нужно формировать вариантный план действий правительства

Андрей Александрович, в будущем году начнут вводиться новые принципы бюджетирования, а именно, «бюджетирование, ориентированное на результат». Цель понятна – повысить ответственность и эффективность госорганов в расходовании средств, приблизить российские методы бюджетирования к западным нормам. Но насколько, по вашей оценке, сейчас все готово для этой реформы? Удастся ли на данном этапе использовать эти методы эффективно?
Безусловно, готово не все. На мой взгляд, правительство не ставит своей целью с будущего года запустить этот процесс. Насколько я помню обсуждение доклада, который готовился по бюджетированию, в течение этого года и в начале будущего года еще будет идти отработка того инструментария, той методологии, по которой все это делалось. Реальной нормативной базой для деятельности ведомств это станет только с 2006 года. На мой взгляд, сам факт того, что в рамках подготовки этого доклада министерства должны были сделать и концепцию, и планы собственной деятельности на среднесрочную перспективу, в целом был позитивным. Я сам участвовал летом в деятельности одной из рабочих групп в аппарате правительства, и для меня было удивительно, что после административной реформы (которая на начальном этапе оказала сильное дезорганизующее воздействие на аппарат) многие ведомства и их сотрудники оказались способны думать в достаточно значимой перспективе и формулировать долгосрочные идеи. При том, что пока еще многое не готово, пока это неработающий инструмент, само влияние обсуждения бюджетного доклада в целом позитивно. Это получился своего рода обучающий процесс для наших чиновников.

Министерства и ведомства в новых условиях должны будут демонстрировать свою эффективность через конкретные результаты. Нет ли опасности, что начнутся всевозможные игры со статистикой, что мы уже неоднократно видели?
Риск оппортунистского поведения в наших условиях присутствует всегда, но это не является основанием для того, чтобы не двигаться в этом направлении. Да, риск существует, но в данной ситуации нужно находить инструменты и варианты для снятия такого рода рисков.

А что это могут быть за инструменты?
Это не совсем простой вопрос, потому что это требует более детального обсуждения и проработки самих показателей. Грубо говоря, в данном случае основным инструментом является просто уточнение самих показателей, может, в какой-то из агрегаций. Проблема сейчас в том, что большинство целей, которые ставятся, являются межведомственными. Показатели, которые отражают реализацию этих целей, не всегда зависят от деятельности одного ведомства, а зависят от комплексных усилий. Здесь, с одной стороны, нужны определенные межведомственные структуры, которые могли бы это координировать, потому что ведомства даже в нынешнем укрупненном формате не в состоянии этого сделать. Нужны какие-то алгоритмы, дезагрегирующие предложенные комплексные показатели до уровня отдельных ведомств. Пока работа шла по схеме, когда ведомства реагировали на спущенные им сверху приоритеты, основанные на выступлениях Путина перед Федеральным собранием и т.д. И текущая версия доклада в большей степени основана на этом «взгляде снизу». Сейчас необходимо встречное «движение сверху» – когда правительство должно адаптировать более локальные и частные задачи ведомств к собственным целям и приоритетам.

Российская экономика очень зависит от мировой конъюнктуры, которая сейчас благоприятна. У нас много денег, проблем с бюджетом нет и в этих условиях можно реализовывать реформу бюджетирования. Но не получится ли так, что в случае ухудшения мировой конъюнктуры реформа свернется?
Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, не связан с конкретной конъюнктурой, потому что речь идет не только о расходовании дополнительных доходов, которые поступают сейчас в бюджет правительства, а речь идет о всех бюджетных расходах, которые должны переводиться на эту схему. И, в моем понимании, данная технология в целом не меняется в зависимости от того, какой будет внешняя конъюнктура. Да, скорость достижения многих целей, которые ставятся в докладе, зависит от того, какие будут доходы, и тем самым зависит от мировой конъюнктуры. Если доходов будет больше, то можно будет больше сделать, но если доходов будет меньше, все равно нужно будет сделать определенные вещи, от которых никуда не денешься.
В зависимости от наличия ресурсов можно пытаться достигать больших результатов, но это не означает, что не надо формулировать цели, не нужно выделять ресурсы для достижения целей. Зависимость российской экономики от сырьевой мировой конъюнктуры означает дополнительный фактор неопределенности. И выход из этого лишь один - нужно просчитывать больше вариантов, фактически, формировать вариантный план действий правительства, что ни в коей не мере не отрицает необходимости привязки выделяемых ресурсов к неким осязаемым и измеримым результатам.