• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Налоговый дозор Кремль хочет вдохнуть жизнь в налоговую реформу

Время новостей. 2004. № 128. 22 июля

...Главный экономист ИК "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков, напротив, видит в этом рациональное зерно. "Чисто технически дублирование ответственности за реформу может быть полезно в целях сокращения формальной работы надо документами. Когда правительство выступает с инициативой законопроекта, период согласования и одобрения с ведомствами и внутри кабмина длится долгие месяцы, если не годы, а когда с инициативой выходит президент, то документ проводится рекордно быстро". В любом случае, говорит г-н Гавриленков, Минфин не отстранят от реформы и баланс интересов будет соблюден.

Как стало известно газете "Время новостей" от высокопоставленного кремлевского источника, администрация президента может взять под более жесткий контроль ход реформы налоговой системы. Не исключено, что этим займется группа помощника президента Игоря Шувалова.
До сих пор усилия г-на Шувалова и его коллег были сконцентрированы на главном "лозунге дня" - удвоении валового продукта страны, а также ипотеке, образовании, здравоохранении. Однако в Кремле обращают внимание на то, что о такой важной проблеме, как налоговая реформа - которая еще недавно считалась ударным пунктом путинской политики - стали говорить как о почти завершенной и потому уже не слишком актуальной. Между тем, реальность далека от этих утверждений. Например, уже ясно, что снижение единого социального налога (ЕСН) в той форме, в какой оно планируется, никак не решает главную задачу - выведение зарплат из "тени", зато наносит ощутимый ущерб казне. Масса "белых пятен" остается в системе распределения налоговых доходов между центром и регионами, что стало особенно ясно в ходе начавшейся монетизации льгот. Только еще грядет реформа имущественных налогов, которая может стать как "популярной", так и очень "непопулярной", но в любом случае будет иметь стратегическое значение для страны, если ее экономика мыслится как рыночная, а ее граждане - как зажиточные. Сплошные вопросы остаются по поводу того, какой должна быть эффективная налоговая система для малого бизнеса и вообще - нужна ли ему как-то особая система. Провис вопрос об инвестиционных льготах.
О том, что самая долгоиграющая реформа в новейшей истории России начинает надоедать и населению, и бизнесу, уставшему от непрерывного изменения ставок налогов, Кремль знает давно. Как и то, что невозможно оставлять в "провисшем" виде основу государства и экономики, коей в любой стране является именно налоговая система.
Регулярные проколы налоговой реформы не раз заставляли президентскую администрацию задуматься над фискальными инициативами кабинета министров. Кремль пытался реагировать на спешно и неуспешно проведенную реформу ЕСН. Некоторое время назад его "напрягло" снижение налога на прибыль, проделавшее дыру в бюджете. Проблема с лжеэкспортерами, наживающимимся на НДС, вообще до сих пор не решена- из-за столкновения позиций двух суперведомств- МЭРТа и Минфина.
Последней каплей, которая может заставить Кремль принимать активизировать участие в проведении налоговой реформы, стала ее нестыковка с реформой пенсионной. Когда под предлогом нехватки средств в Пенсионном фонде из-за снижения ЕСН из формирования личных накопительных пенсий задним числом были исключены все граждане старше 37 лет, разразился настоящий скандал.
В свое время тогдашний руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян периодически выступал со своими комментариями относительно хода реформы. Но эти заявления воспринимались, скорее, как оценки эксперта, а не как активная позиция Кремля. Налоговую реформу тогда делили между собой министр финансов Алексей Кудрин и глава МЭРТ Герман Греф, позиции которых зачастую были "перпендикулярными" друг другу.
Административная реформа, затеянная в марте, по логике должна была снять дублирование функций власти и отдалить президентскую администрацию от активного участия в реформах. Но сложилось так, что в новом правительстве основным проводником налоговой реформы остался министр финансов Алексей Кудрин. Герман же Греф, с одной стороны, значительно расширил свои полномочия, с другой - несколько утратил свой новаторский пыл, возможно, вместе с уходом своего активного и "креативного" зама Аркадия Дворковича в кремлевскую администрацию. В этих условиях было бы странно требовать активных налоговых новаций и недюжинной воли в проведении соответствующих реформ от Алексея Кудрина, который по статусу должен прежде всего заботится о наполнении бюджета и поддержании финансовой стабильности.
На этом фоне желание Кремля более серьезно заняться налогами выглядит логично. Как заявил "Времени новостей" источник в администрации президента, также логично, если этим займется группа Игоря Шувалова. По словам другого источника, в администрацию уже поступило поручение по разработке поправок в Налоговый кодекс в рамках жилищного пакета- в частности, по оптимизации имущественных вычетов.
В пользу более активного участия кремлевских разработчиков в проведении реформы говорит и то, что в нынешнем ее состоянии бизнес-сообщество оказывается в этом вопросе как бы не у дел. В то время как у чиновников администрации вроде бы есть козыри, позволяющие привлечь бизнес-сообщество на свою сторону. Администрация, например, решила принять сторону предпринимателей и отказаться от введения НДС-счетов. А на работу в администрацию были в последнее время приглашены некоторые представители бизнеса.
По словам руководителя отдела фонда "ИНДЕМ" Юрия Коргунюка, "нет ничего удивительного в попытках перераспределить полномочия между администрацией и кабмином. Это перераспределение было изначально запрограммировано громоздкой структурой власти". Плохо, конечно, когда над исполнительной властью нет никакого контроля, продолжает эксперт. Но создание параллельной системы контроля - не самый лучший вариант, так как он порождает соперничество.
Главный экономист ИК "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков, напротив, видит в этом рациональное зерно. "Чисто технически дублирование ответственности за реформу может быть полезно в целях сокращения формальной работы надо документами. Когда правительство выступает с инициативой законопроекта, период согласования и одобрения с ведомствами и внутри кабмина длится долгие месяцы, если не годы, а когда с инициативой выходит президент, то документ проводится рекордно быстро". В любом случае, говорит г-н Гавриленков, Минфин не отстранят от реформы и баланс интересов будет соблюден.