• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентоспособность и модернизация российской экономики

Вопросы экономики. 2004. № 7. 19 июля

На современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг (1. Конкурентоспособностью товаров и услуг называется способность продавать их по рыночным цепам с нормальной прибылью. Определение простое, по обладающее достоинством ясности и соответствия интуитивным представлениям.) и в целом экономики России выходит на первый план. В. Путин в своем выступлении накануне президентских выборов перед доверенными лицами выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и заключается так называемая национальная идея. Полностью разделяем это мнение.

Е. Ясин, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель ГУ-ВШЭ, президент фонда "Либеральная миссия",
А. Яковлев, кандидат экономических наук, проректор по науке ГУ-ВШЭ
(*В основу статьи положен доклад, подготовленный с учетом результатов двух экспертных семинаров в ГУ-ВШЭ в начале 2004 г. при участии Л. Гохберга, А. Данильцева, В. Дребенцова, Б. Кузнецова, А. Пономарева, Ю. Симачева, О. Фомичева, а также предпринимателей, входящих в объединение "ОПОРА России". Авторы признательны Л. Фрейнкману, Е. Кузнецову, А. Белоусову, А. Клепачу, Н. Капраловой, Я. Паппэ за предоставленные материалы и цепные замечания. Ряд расчетов выполнен Г. Пеникасом.)

Постановка задачи
На современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг (1. Конкурентоспособностью товаров и услуг называется способность продавать их по рыночным цепам с нормальной прибылью. Определение простое, по обладающее достоинством ясности и соответствия интуитивным представлениям.) и в целом экономики России выходит на первый план. В. Путин в своем выступлении накануне президентских выборов перед доверенными лицами выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и заключается так называемая национальная идея. Полностью разделяем это мнение.
По завершении наиболее болезненного этапа рыночных реформ и после финансового кризиса 1998 г. началось оживление российской экономики. Вполне естественно, что с новой силой развернулась дискуссия о путях преодоления отставания российской экономики, возросшего за годы реформ и трансформационного кризиса, о целях и методах ее модернизации.
В последние годы при формировании экономической политики постоянно сталкиваются две альтернативные модели: либеральная, делающая упор на свободную игру рыночных сил и на минимизацию участия государства в экономике, и государственная, дирижистская, настаивающая на активном участии государства в экономике (причем в качестве не только реформатора, но и действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора). Сторонники первой модели, которая доминировала весь переходный период, отстаивали либерализацию, приватизацию, финансовую стабилизацию и выстраивание институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Сторонники второй модели объясняют болезненность российских реформ прежде всего уходом государства из экономики, причем слишком быстрым. Они также всегда выступали за активную промышленную политику, понимаемую отнюдь не в западном смысле (industrial policy), а в привычном советском смысле: государство определяет приоритетные отрасли и реализует программы их развития в основном за счет государственных инвестиций либо широкого применения льгот. На практике эти идеи начали продвигать только в короткий период пребывания на посту премьер-министра Е. Примакова, когда появились бюджет развития и Банк развития России.
В начале рыночных преобразований либеральная модель была более адекватной реалиям. С проведением модернизации тот же выбор встает в новой ипостаси. Требуется глубокая структурная перестройка, а рыночные силы далеко не всегда генерируют желаемые структурные сдвиги. Может быть, приходит время дирижистской модели? Возможно, призывы к активной промышленной политике, исходящие от все более широких кругов общества, должны быть услышаны?
В течение последних четырех лет все же доминировала либеральная политика и были достигнуты относительно высокие темпы роста. Правда, объясняли это девальвацией рубля и высокими ценами на нефть, что вполне справедливо. Однако выгоды конъюнктуры реализовывал российский бизнес, возродившийся благодаря реформам и взявший на себя роль "локомотива" роста. Затем темпы восстановительного роста, который рано или поздно все равно должен был наступить, начали падать: с 10% в 2000 г. до 4, 3% в 2002 г. Тогда заговорили о недостаточной амбициозности правительства. Был выдвинут лозунг удвоения ВВП за 10 лет, хотя особо оригинальных идей относительно способов повышения темпов роста никто не предлагал, ожидали, что их разработает правительство. Правда, советник президента РФ А. Илларионов выдвинул идеи снижения налогов и государственных расходов (до 20% ВВП ) и содействия падению курса рубля относительно доллара.
Правительством была поддержана идея диверсификации экономики, призванная решить проблему отхода от сырьевой ориентации российского производства и экспорта. За ней следом напрашивалась идея изъятия природной ренты, активно развиваемая левым флангом политического спектра, особенно С. Глазьевым: изъять сверхдоходы нефтяников и снизить налоги на остальных, дав тем самым импульс развитию обрабатывающих отраслей. Вскоре, однако, выяснилось, что доходы нефтяников высоки лишь в силу конъюнктуры и конкурентоспособности их товара в отличие от большинства других отраслей, и чрезмерные изъятия их прибыли приведут просто к потере ими конкурентоспособности. Ведь наши нефтяные компании только приступили к внедрению новых технологий, давно освоенных внешними конкурентами, а обрабатывающим отраслям как реципиентам выгод еще надо достичь конкурентоспособности, доказать, что они могут это сделать в приемлемые сроки.
Либералы, естественно, настаивали на продолжении структурных и институциональных реформ, что, на наш взгляд, правильно. Но начатые реформы шли медленно и не приносили быстрых заметных результатов за редким исключением (налоги). Этого следовало ожидать, ибо такова природа институциональных изменений: сопротивление им со стороны различных слоев общества возрастает, а предельный эффект снижается. Заметим еще, что многие реформы, оказавшиеся на повестке дня - естественных монополий, здравоохранения, пенсионной сферы, госсектора в целом, - уже не составляют специфику перехода от плановой к рыночной экономике, а скорее являются ответом на вызовы постиндустриального развития, с которыми сталкиваются многие страны, в том числе развитые и процветающие. Стало быть, заимствование их опыта в этих сферах полезно, но отнюдь не всегда столь бесспорно, как это было при решении задач либерализации, приватизации и финансовой стабилизации.
Мы считаем, что государственную политику не следует привязывать к определенным теоретическим моделям: она должна основываться на здравом смысле, на анализе затрат и выгод любого решения, на уточненных прогнозах, включающих фактор неопределенности. Исходя из этого полагаем, что сами по себе рыночные силы не приведут к формированию структуры экономики, способной обеспечить процветание России: они скорее будут закреплять сырьевую ориентацию, а стало быть, и сравнительно низкие темпы роста (повышение спроса на энергоносители и сырье равно темпам роста мировой экономики минус эффект ресурсосбережения).
С другой стороны, традиционные варианты промышленной политики (отраслевые приоритеты плюс государственные инвестиции, плюс высокие налоги или масштабные льготы) будут снижать эффективность и плодить бюрократию и коррупцию. К тому же они не пригодны и в силу высокой изменчивости и неопределенности точек роста в постиндустриальной экономике. Концентрация ресурсов с участием государства для достижения национальных целей, столь часто применявшаяся в разных странах в период индустриализации, сегодня теряет смысл: не успеешь сконцентрировать и потратить, а уже выясняется, что пора списывать в убыток.
В таких условиях единственно разумной целью модернизации российской экономики является достижение высокой конкурентоспособности, выступающей в качестве масштабной национальной задачи стратегического характера. Ее решение поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран и обеспечило бы ей достойные позиции в мире. К этому следует добавить отвечающую современным условиям структурную политику, которая в соответствии с поставленной целью позволит определять методы и средства ее достижения.

Внешняя конкурентоспособность
Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности (2. Внешняя конкурентоспособность - способность продавать товары и услуги на мировых рынках, наличие в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны.), если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 г. внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо - 37,2 млрд. долл., счет текущих операций - 32,8 млрд. долл. В 2003 г. ситуация была еще лучше. Но из всей номенклатуры российского экспорта, как известно, на внешних рынках конкурентоспособно небольшое число товаров - энергоносители, сырье, металлы и другие продукты первичной переработки. В 2002 г. 73,8% всего экспорта пришлось на две группы - минеральные продукты и металлы. В 2003 г. в связи с высокими ценами на эти товары их доля оказалась еще больше. Традиционные рынки СНГ, фактически приравниваемые к внутреннему рынку, поглощают около 15% экспорта. Доля готовых изделий здесь выше - 28,5% российского экспорта на эти рынки составляют машины и оборудование, около 40% - текстиль, одежда, обувь.

Продовольственные и сырьевые товары
В таблицах 1 и 2 содержатся детальные сведения об основных статьях российского экспорта, причем в таблице 2 выделены данные об экспорте машин и оборудования как отрасли, развитой в бывшем СССР и явно претендующей на лидирующие позиции среди обрабатывающих отраслей наряду с оборонной промышленностью. При этом данные за 1999-2002 гг. свидетельствуют об устойчивости тенденций развития конкретных рынков. Доля рынков СНГ позволяет представить себе их важность для той или иной отрасли. Остановимся на статьях с оборотом более 1 млрд. долл. (кроме нефти и газа).
Рыба и морепродукты - рынок стабильный, в основном вне СНГ. Рыбаки предпочитают не заходить в российские порты, потому что, по выражению журналиста М. Смирнова(3. Известия, 2001, 1 июля.), это равносильно заходу в "порт вражеской страны". Их ждут представители 16 ведомств, чтобы оформить пачку документов толщиной 10 см и получить свою долю.
Хлебные злаки набрали оборот более 1 млрд. долл. только в 2002 г., но это перспективное направление, учитывая динамику спроса, при условии роста производства и снижения издержек в сельском хозяйстве.
Каменный уголь - основные запасы расположены далеко от зарубежных рынков, экспорт рентабелен за счет льготных тарифов на перевозки. При повышении внутренних цен на газ отмена льгот может быть с лихвой компенсирована ростом отечественного спроса на уголь. В США уголь остается главным топливом для электростанций.
Продукты химической промышленности, включая минеральные удобрения, - устойчивый рынок без выраженной динамики. Сохранение его потребует крупных, причем возрастающих инвестиций, поскольку нынешнее производство основывается на мощностях, созданных в советский период и с тех пор капитально не обновлявшихся. Кроме того, процветание этих отраслей отчасти связано с относительно заниженными внутренними ценами на газ и электроэнергию. Такое положение характерно для ряда экспортных отраслей, в том числе для черной металлургии и алюминиевой промышленности.
Лесоматериалы необработанные - устойчивый и растущий рынок (рост на 36, 6% за четыре года). Но уровень добавленной стоимости очень низок. Экспорт продуктов лесопереработки (обработанных лесоматериалов, фанеры клееной, целлюлозы, газетной бумаги) все эти годы вместе тоже давал более 1 млрд. долл. и вырос на 21%. Отметим также, что средние цены по данным группам товаров в 2002 г. составляли (долл. за 1000 куб. м на рынках вне СНГ): лесоматериалам необработанным - 45; лесоматериалам обработанным - 176,6; фанере клееной - 243,8; целлюлозе древесной - 293,4; бумаге газетной (за 1 тыс. т.) - 332,4.
Разрыв в ценах между высшими и низшими уровнями обработки продуктов лесопереработки составляет 6,5-7,3 раза. Более детальные измерения специалистов дали бы, видимо, цифру, большую в 15-20 раз. В Финляндии такой разрыв с наивысшей добавленной стоимостью против необработанных лесоматериалов доходит до 500 раз. Следовательно, отрасль - перспективная, в избытке обеспечена возобновляемым сырьем. Но для ее развития требуются крупные инвестиции и проведение институциональных изменений, принципиально новая культура ведения бизнеса. Это типичный случай для России: даже в перспективных секторах конкурентоспособность может быть достигнута только таким образом.
Черная металлургия - ситуация, сходная с положением в химической промышленности. В экспорте преобладают полуфабрикаты углеродистой стали (около 2 млрд. долл.) и листовой прокат (2, 8 млрд. долл.). В прошлом советские заводы ("Магнитка", Череповецкий и Липецкий комбинаты и др.) создавались в расчете на металлоемкий внутренний рынок (строительство, машиностроение, оборонная промышленность), на котором в начале 1990-х годов спрос резко упал и вряд ли восстановится до прежних размеров. Рудная база уступает, например, бразильской или австралийской по содержанию металла - всего 15-30%(4. Коммерсант, 2003, 7 октября.). На мировом рынке эти страны держатся за счет благоприятной конъюнктуры, но по уровню рентабельности они уступают наиболее перспективным производителям из-за транспортного фактора и технологического отставания. Долгосрочные перспективы удержания позиций в мировой торговле достаточно сомнительны, во всяком случае, потребуются немалые усилия и вложения.
Цветные металлы - положение более устойчивое, особенно по никелю, меди, палладию, платине. Алюминий как крупнейшая статья экспорта в этой отрасли держится на относительной дешевизне энергии, льготах по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80% и более) почти избавляет отрасль от НДС. Кроме того, до последнего времени активно применялся толлинг. При устранении или сокращении этих льготных условий прибыльность производства большей части алюминия может быть поставлена под вопрос.

***
Таблица 1
Основные статьи российского экспорта продовольствия и сырьевых товаров (млн. долл.)
Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания
* Включая продукцию, отгруженную в мор без пересечения таможенной границы. ** Оценка 2002 г.: 134 млрд. куб. м х 80 долл.; цена для СНГ - 50 долл.

***
Таблица 2
Основные статьи российского экспорта машин и оборудования (млн. долл. )
Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания

***
Экспорт машин и оборудования
Автомобили - при всех разговорах о неконкурентоспособности автомобильной промышленности она показывает высокие темпы роста экспорта (183% за четыре года) почти наполовину за счет рынков СНГ.
Авиационная техника - также растущая статья экспорта (в 2 раза за четыре года), причем на страны СНГ приходится всего 3,2%. Авиастроение в настоящее время поддерживается ремонтом и модернизацией старых самолетов, которые в большом количестве пока эксплуатируются в странах, ранее закупавших советскую авиатехнику. В любом случае эту отрасль не только не следует списывать со счетов, но она должна быть отнесена к перспективным.
Вооружения - их экспорт, по открытым данным, составил в 2003 г. 5,4 млрд. долл., в том числе почти 70% - боевые самолеты. Основные покупатели - Китай и Индия. В 1997-2001 гг. на Россию приходилось 17% мировых поставок вооружений, в 2001 г. - до 30%. Главный конкурент - США, которые устойчиво занимают на рынке 50%(5. Известия, 2003, 12 мая.). До недавней поры сокращался спрос, что привело к острейшей конкуренции. Но в последнее время, кажется, человечество передумало строить "мир без войн". Многие страны вновь вооружаются. Однако рассчитывать на существенное увеличение экспортных доходов от продажи оружия вряд ли стоит.
В целом об экспорте машин и оборудования, которые у нас ассоциируются с сектором высоких технологий, можно сказать следующее. В 2002 г. он составил около 10,1 млрд. долл., в том числе 28,5% - в страны СНГ. Это третья по доле группа после минеральных продуктов и металлов - 9, 5% российского экспорта, более благоприятно принимаемая в СНГ и в развивающихся странах. Но в ней доля новейшей продукции, например, вычислительной техники, крайне низка. Статистика зачастую просто не выделяет ее в силу то ли консерватизма, то ли небольшой величины.
По данным ГТК, кроме оружия и автомобилей, на сумму более 300 млн. долл. удается экспортировать продукцию энергетического машиностроения (котлы, турбины), электротехнику, а также приборы, оборудование для нефтегазовой и химической промышленности (включая насосы и компрессоры). По сравнению с дореформеннным периодом объемы этого производства резко сократились не только из-за падения спроса и "зловредности" реформ, но и неконкуренто-способности, выявившейся с открытием экономики. Сейчас, по информации предпринимателей, перевооружение, скажем, пищевой отрасли, промышленности стройматериалов идет почти полностью за счет импортного оборудования. Состояние экспорта машин и оборудования, который призывают всячески стимулировать, следует признать удручающим. Позитивные сдвиги наблюдаются только там, где налаживается кооперация с зарубежными фирмами, то есть встраивание в "цепочки" добавления стоимости.

Коэффициенты сравнительных преимуществ - RCA
В качестве характеристики внешней конкурентоспособности в мировой практике применяется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ - RCA (revealed comparative advantage), рассчитываемый как отношение доли страны на мировом рынке данного товара к ее доле в мировом экспорте. Страна обладает конкурентным преимуществом при RCA>1. K средним технологиям относятся, например, автомобили и станки. Для России коэффициенты RCA, которые удалось получить к настоящему времени, приведены в таблице 3.

***
Таблица 3
Динамика RCA по ряду товаров российского экспорта в 1999-2001 гг.
Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания
Источник: расчеты по данным 2001 International Trade Statistics Yearbook (New York, UN, 2003), vol.1: Trade by Country; vol. 2: Trade by Commodity.

***
Таблица 4
Сопоставления товарного экспорта и экспорта услуг по некоторым странам
(Россия - 2002 г., другие страны - 1999 г., млн. долл.)

Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания
Источники: World Bank. Word Development Indicators, 2001, p. 210-212, 218-220; Российский статистический ежегодник 2003. M.: Госкомстат РФ, 2003.

***
Таблица 5
Доля импорта отдельных товаров (видов продукции) в их товарных ресурсах (в %)
Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания
Источник: Российский статистический ежегодник 2003. М.: Госкомстат РФ, 2003.

***
Россия экспортирует в основном продукты низких и средних технологий. Коэффициенты RCA, как правило, тем выше, чем ниже степень обработки. Отметим обстоятельство, обычно кажущееся очевидным, но важное для политики конкурентоспособности: конкурентоспособность российских готовых изделий ниже, чем в других странах. Исключение составляют электроблоки, приборы и корабли (последние, впрочем, в 2002 г. утратили свою конкурентоспособность). Изменить структуру экономики, диверсифицировать ее сложнее, чем повысить темпы роста. Для этого требуются время, инвестицией, что особенно важно, изменение институтов, а также менталитета. Задача, прямо скажем, не из простых.

Услуги
В постиндустриальной экономике значительную долю занимают услуги. В России они составляют более 50% ВВП, но в экспорте их доля невелика. В 2002 г. при 106, 6 млрд. долл. товарного экспорта услуг было экспортировано на 13 млрд. долл., то есть 12,2%. Их них 42,1% - транспортные услуги, 32,1% - услуги туристических фирм и т.п. Доля строительных услуг, связи, страхования очень мала. Большей частью эти услуги - обязательное платное приложение к внешнеэкономическим операциям, малопривлекательный бизнес. На рынках услуг мы работать не умеем, не случайно российский сервис называют ненавязчивым. Даже многое из того, что было раньше, например, морские перевозки наших экспортных грузов, потеряно в 1990-е годы. Сравнительные данные приведены в таблице 4.
В США экспорт услуг составлял 36% экспорта товаров, в Великобритании - 37,6, во Франции - 27,5, а в России - всего 12,2%. Для развитых стран характерны крупные объемы экспорта услуг, в структуре которого велика доля финансовых, страховых, информационных. Наш импорт услуг вдвое больше экспорта, что не соответствует масштабам экономики.
Таким образом, внешняя конкурентоспособность России поддерживается в основном нефтью, газом и металлами. Большинство готовых изделий, кроме оружия, на мировых рынках неконкурентоспособно. При такой структуре экспорта наша страна отчасти удерживает позиции на рынках СНГ.

Внутренняя конкурентоспособность
Как ни странно, анализ внутренней конкурентоспособности(6. Внутренняя конкурентоспособность - продажи на внутреннем рынке при конкуренции с импортом и другими отечественными товарами, обеспечивающими вместе с экспортом необходимый уровень занятости и доходов населения. Обычно внешняя конкурентоспособность предполагает внутреннюю, но не наоборот. Продажи на внутреннем рынке обеспечивают предпосылку внешней конкурентоспособности, но не ее гарантии. Это более низкий уровень конкурентоспособности.) оказался гораздо более сложным, чем внешней: данных, предлагаемых отечественной статистикой, еще меньше. Исходная идея заключалась в том, чтобы взять сведения о продажах на внутреннем рынке отечественных и импортных товаров по стоимости и по количеству, где есть такие показатели, получив тем самым соотношение позиций на рынке, и сопоставить средние цены продаж. Это дало бы возможность судить о сравнительной внутренней конкурентоспособности российских товаров,, а сравнение этих же данных по регионам позволило бы получить представление о том, как соотношение спроса на отечественные и импортные товары связано с региональными различиями по ценам и доходам.
Однако в отечественной статистике разрабатываются только товарные балансы в натуральном выражении, где в составе ресурсов выделяются производство и импорт. Такие балансы строятся лишь по потребительским товарам массового спроса. Данные, полученные на их основе, приведены в таблице 5. Стоимость продаж с разделением на отечественные товары и импорт не выделяется, тем более в региональном разрезе. Требуемые данные есть, пожалуй, только в маркетинговых исследованиях, заказываемых конкретными компаниями. Можно лишь удивляться, как страна, казалось бы, понимающая важность задачи повышения конкурентоспособности своих товаров и по крайней мере обсуждающая ее который год, не заботится о разработке статистики, адекватно отражающей реальное положение дел.
Как видим из данных таблицы 5, в 2002 г. отечественные производители доминировали (доля в 2/3) на рынках 12 продовольственных товаров из наблюдаемых 17. По трем товарам (мясо птицы, масло животное и чай) на импорт приходилось более половины. По непродовольственным товарам народного потребления из 21 товара-представителя отечественные производители доминировали только на четырех рынках (ткани, в том числе хлопчатобумажные, мыло хозяйственное, папиросы и сигареты). По двум товарам (синтетическим моющим средствам, холодильникам и морозильникам) они контролировали более половины рынка. Заметим, что в этом заслуга компаний с иностранным капиталом ("Проктер энд Гэмбл" и "Мерлони" -завод, производящий холодильники "Стинол" в Воронеже). Следовательно, на рынках продовольственных товаров преобладают отечественные производители, на рынках непродовольственных товаров - абсолютное превосходство за иностранцами.
К тому же следует отметить рост доли импорта после 1998 г., когда в результате девальвации рубля резко повысились сравнительные конкурентные преимущества отечественных производителей. С тех пор рубль постоянно укреплялся по отношению к доллару, что изменило тенденцию. Поэтому данные 2002 г., видимо, отражают устойчивые характеристики отечественных товаров.
В таблице 6 для сравнения приведены данные по сопоставимой номенклатуре о динамике производства основных потребительских товаров с 1990 г. и с указанием выпуска в 1998 г., когда он был минимальным. После 1998 г. несмотря на рост импорта производство также росло, кроме мяса (минимум достигнут в 1999 г.), макарон, чулочно-носочных изделий, ковров и велосипедов. Из данных таблиц 5 и 6 видны предпочтения потребителей, соответствующие достигнутым уровням цен и доходов. Сведения о выпуске в 1990 г. приведены, чтобы показать не столько впечатляющие размеры сокращения производства и спроса, сколько последствия либерализации цен и открытия экономики, которые поставили отечественных производителей в условия действия законов спроса, предложения и конкуренции, выявив их реальную конкурентоспособность.
Можно сделать вывод, что отрасли, сохранившиеся в отечественной экономике до настоящего времени, производят продукты, конкурентоспособные на внутреннем рынке. Но адаптация к рыночным условиям произошла дорогой ценой и перспективы в целом не очень радужные, если государство и бизнес не предпримут энергичных усилий для изменения положения к лучшему.

***
Таблица 6
Динамика производства основных потребительских товаров
Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания
Источник: Российский статистический ежегодник 2003. М.: Госкомстат РФ, 2003.

***
Конкурентоспособность по ресурсам
Рассмотрим конкурентоспособность по трем видам ресурсов(7. Конкурентоспособность по ресурсам: природным, качеству человеческого капитала и капиталу - факторам достижения конкурентоспособности по товарам и услугам.) - природным, трудовым и по капиталу.
По природным ресурсам - Россия одна из самых богатых стран мира. Благодаря этому она имеет сегодня отличный торговый баланс и может предложить на мировом рынке конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. Высокая доля указанных товаров в экспорте будет характерна для России в течение длительного периода.
Однако в такой перспективе есть свои минусы: зависимость от конъюнктуры неустойчивых мировых рынков и главное - ослабление стимулов к развитию инновационной экономики, к структурным и институциональным изменениям, важным для поддержания высокой адаптивности страны и для повышения жизненного уровня населения. Нефтяные месторождения России не относятся к числу наиболее благоприятных с точки зрения эксплуатации. При цене менее 10 долл./барр. добыча нефти на экспорт становится нерентабельной. В целом сырьевой экспорт, подчиненный динамике мирового рынка, не создает условий для высоких темпов экономического роста и преодоления отставания России от промышленно развитых стран по уровню душевого ВВП.
По трудовым ресурсам и человеческому капиталу Россия, казалось бы, находится в благоприятном положении: высокий уровень образования сочетается с непритязательностью работников к оплате и условиям труда. Но вместе с тем дисциплина труда находится не на должном уровне, не говоря уже о его качестве.
Рынок труда сегментирован прежде всего территориально, мобильность рабочей силы довольно низкая из-за привязанности людей к своему жилью. Демографический кризис со временем повысит дефицит рабочей силы, что уже потребовало привлечения мигрантов. К тому же почти ничего не предпринимается на самих предприятиях для улучшения использования рабочей силы. Избыток рабочих рук на селе есть, но практически его перемещение в город не имеет смысла. С точки зрения развития страны и повышения конкурентоспособности можно сделать вывод: свободной рабочей силы не будет, конкуренция на рынке труда за рабочие руки должна обостряться. Это значит, что крупные инвестиционные проекты, ориентированные на рост производства, будут испытывать затруднения с комплектованием кадров. Россия обречена делать ставку на повышение производительности и эффективности труда.
Теоретически доказано, что масштабные скачки в увеличении производства, если они опираются на массовые инвестиции без существенных технологических изменений, требуют нелимитированного роста рабочей силы. Известные модели У. Льюиса и его последователей(8. Нуреев Р. Экономика развития. М.: ИНФРА-М, 2001, с. 41-59.) основаны на свободном притоке рабочей силы в промышленность из аграрного сектора в период индустриализации. Это было характерно для многих стран, добившихся высоких темпов экономического роста (Южной Кореи, Тайваня, Китая, Малайзии).
Возможно замещение труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе, тогда спрос на рабочую силу будет снижен, но все равно ее прирост при вложении крупных инвестиций необходим. Известны и обратные явления, когда недостаток капитала возмещался высоким качеством относительно дешевой рабочей силы (страны Юго-Восточной Азии). Для России на предстоящий период эти варианты практически неприемлемы.
Есть и такой вариант быстрого роста, не требующий масштабного увеличения рабочей силы: наращивание экспорта готовых изделий на открытые рынки западных стран с использованием в качестве конкурентного преимущества низкой оплаты труда в экспортных отраслях при внедрении заимствованных за рубежом технологий. Это опыт Японии 1960-х и 1970-х годов, Китая в современных условиях. Но для России, видимо, такой вариант в аналогичных масштабах не доступен: зарплата у нас относительно выше, а качество труда относительно ниже. Это означает также, что масштабные скачки в короткие сроки для увеличения производства, обусловленные массированными инвестициями, будут невозможны. Тем более важную роль будут играть вложения в науку и образование, повышение квалификации и усиление мотивации творческого труда и предпринимательства.
Применительно к капиталу нынешняя ситуация характеризуется тем, что наиболее конкурентоспособные экспортные сектора имеют возможность пользоваться практически бесплатно созданными в советское время мощностями. Это на определенный период компенсирует недостаток иных конкурентных преимуществ. Пока можно обойтись сравнительно небольшими инвестициями на модернизацию или отчасти на замену наличного оборудования. Но не за горами время, когда потребуются крупные инвестиции в реконструкцию с внедрением новых технологий, поэтому и здесь конкурентные позиции могут быть утрачены.
В нынешней ситуации существенных ограничений на привлечение инвестиций нет. В стране имеются свободные средства, ищущие выгодного приложения. Открыты и зарубежные источники, особенно в связи с неблагоприятными тенденциями на мировых финансовых рынках. В России относительно выше доходность, хотя и риски выше. Вопрос, однако, заключается в том, где, в каких областях прилагать капитал. Сегодня для него наиболее привлекательны такие отрасли, как нефтяная, газовая, торговля, недвижимость, да и то при условии наличия подходящих заемщиков или реципиентов инвестиций, вызывающих доверие и склонных к сотрудничеству. Для диверсификации экономики необходимы вложения в иные сектора, сегодня неконкурентоспособные и рискованные, в которых зачастую приходится сталкиваться с некооперативным поведением, с людьми, не готовыми обменивать контроль на инвестиции. Рыночные механизмы перелива капитала, практически так и не созданные в России, в подобных случаях работают неэффективно.
Парадокс заключается в том, что страна, нуждаясь в крупных инвестициях на модернизацию, не в состоянии их принять и применить лучшим образом. В отличие от недавнего прошлого, когда наблюдался дефицит финансовых ресурсов, растут риски неэффективных и ненадежных вложений, подталкиваемых напором свободной ликвидности, в том числе от притока "нефтедолларов".
В то же время Россия располагает ныне в основном только "короткими" деньгами. "Длинных" денег, необходимых для масштабных долгосрочных проектов, в том числе инфраструктурных, нет, а национальные институты их накопления - пенсионные фонды, страховые компании и т.п. - только формируются. Капиталообразование в них по меньшей мере займет десятки лет. Потребуется время и для развития финансовых посредников, и для привития культуры массовых некрупных инвестиций населения.
Таким образом, возросшая неопределенность технико-экономических сдвигов препятствует установлению приоритетов и финансированию конкретных крупных инвестиционных проектов. Государственные инвестиции, по крайней мере, в скромных масштабах оказываются необходимыми, во всяком случае, для преодоления "провалов" рынка. Из-за отсутствия в стране "длинных" денег целесообразно на модернизацию привлекать крупные иностранные инвестиции и, стало быть, формировать для них конкурентоспособный инвестиционный климат. Важно при этом иметь в виду, что увеличение масштабов применения рассмотренных ресурсов само по себе, как было в прошлом, быстрых темпов роста, да и повышения конкурентоспособности не даст.

Конкурентоспособность институтов
Сегодня общепризнанно, что институты(9. Конкурентоспособность институтов - соответствие формальных и неформальных институтов страны (законодательства, норм и традиций поведения, распоряжения властью, степени свободы, степени доверия) требованиям производства конкурентоспособных товаров и услуг.) играют важную роль в достижении конкурентоспособности и эффективном развитии страны в целом. В более широком плане следует говорить о культуре. Речь идет не о самобытности культуры как совокупности навыков, обычаев, норм поведения, а об ее соответствии современным условиям развития технологии, экономики и социальной жизни, ее способности содействовать или препятствовать позитивным изменениям в экономике.
Главная особенность институтов - медленное их изменение. Многие убеждены, что они вообще не меняются, во всяком случае, применительно к масштабу человеческой жизни и тем более - срокам полномочий демократически избранных лидеров. Поэтому считается, что сложившиеся в той или иной стране неформальные институты, ее культура в широком смысле есть некая данность, которую нужно принимать в расчет при формировании политики. Однако политики, реформаторы ставят амбициозные задачи изменения именно институтов, поскольку без этого невозможно достичь желаемых результатов, например, преодолеть отсталость.
Известно, что различия в уровнях благосостояния населения стран, в их конкурентоспособности во многом объясняются гибкостью и изменчивостью институтов, характерных для их культуры, и связанной с ними величиной разрыва между институтами формальными и неформальными, правовыми нормами и социальной практикой. Чем более гибки и адаптивны институты, тем меньше такой разрыв.

Продуктивные институты
Страны-лидеры, добившиеся наиболее высоких показателей душевого ВВП (более 20 тыс. долл. в год) и наиболее конкурентоспособные в постиндустриальную эпоху, практически обладают следующими основными институтами:
- открытая рыночная экономика, свободные цены, низкие таможенные барьеры, в основном тарифные, а не количественные; поддержание конкуренции на рынках;
- доминирование частной собственности при жесткой ее защите;
- соблюдение договорных обязательств: рыночная экономика - сетевая экономика сделок и оформляющих их договоров; обязательность позволяет снижать трансакционные издержки и считается важнейшим деловым качеством;
- налоговая система, подконтрольная налогоплательщикам через демократические представительные учреждения с сильным налоговым администрированием; уклонение от уплаты налогов признается серьезным преступлением и сурово карается;
- эффективные государственные службы с низким уровнем коррупции;
- прозрачные публичные компании и финансовые учреждения, раскрытие информации которых и ее проверяемость позволяют им пользоваться доверием партнеров, кредиторов, инвесторов и привлекать финансовые средства для развития с минимальными издержками;
- демократическая политическая система с политической конкуренцией, разделением и сменяемостью властей, создающая надежные механизмы контроля общества над государством и бюрократией;
- законопослушность граждан, воспитываемая с детства и культивируемая в обществе; независимый суд, вызывающий доверие граждан к справедливости принимаемых им решений; сильная система органов охраны правопорядка и исполнения судебных решений, обеспечивающая высокую степень неотвратимости наказания за нарушение законов; минимальный разрыв между формальными и неформальными нормами социального поведения.
Конечно, перечисленные институты не исчерпывают всей их полноты и, что особенно важно, они в какой-то степени идеализированы. Можно привести множество примеров из жизни этих стран, свидетельствующих о том, что правила сплошь и рядом нарушаются. Практика, однако, показывает, что несмотря на справедливость критики названные институты в основном выполняют свои функции, а демократические процедуры и учреждения, инициатива граждан рано или поздно приводят к раскрытию наиболее опасных отклонений от нормы и к их устранению.В целом эти институты создают позитивные мотивации для предпринимательской деятельности, инноваций, сбережений и инвестиций. При этом важно подчеркнуть, что они образуют целостный комплекс.
Трудно доказать, что именно вместе взятые они обусловливают процветание. Но факт остается фактом: страны, в которых эти институты укоренены и работоспособны, процветают. Однако признание медленности институциональных изменений ставит перед странами, не обладающими этим "золотым запасом", сакраментальный вопрос: значит они обречены оставаться на том же уровне развития? Или можно выработать такие меры, реализация которых в приемлемые сроки, охватывающие, скажем, одно-два поколения, могут изменить судьбу страны?
История XX столетия убедительно показала, что это вполне возможно, о чем свидетельствуют примеры Японии, Кореи, Тайваня, Испании и др. Китай, несмотря на всю привлекательность его опыта, в пример ставить не будем: пока его душевой ВВП все же вдвое ниже российского, а конкурентоспособность китайских товаров обеспечивается в основном дешевизной рабочей силы. Отрицательный пример - Россия. Путь, ею избранный в XX в. для преодоления отсталости, строившийся на принципиально иных институтах - плановой социалистической экономике и тоталитарном режиме, - привел в тупик. По душевому ВВП Россия в 1990 г. была примерно на том же месте в списке стран, что и в 1913 г.

Изменения институтов в ходе реформ
В начале 1990-х годов осуществлена либерализация экономики, ставшей открытой, введен свободный курс рубля, отменена монополия внешней торговли. Заработала конкуренция. Проведена масштабная приватизация. Хотя и сейчас до 40% производственных активов все еще находится в руках государства, все же институт частной собственности получил права гражданства и положил начало вместе с рыночными ценами и конкуренцией формированию тех стимулов, которые во всем мире побуждают к росту производства и повышению эффективности, бережливости и снижению издержек, к инновациям и их распространению.
Принят вполне рыночный Гражданский кодекс РФ, поддерживающий исполнение контрактов и защищающий собственность. Практически заново создана налоговая система, включая систему администрирования налогов - один их институциональных столпов рыночной экономики. Сформированы новая бюджетная система с казначейским исполнением бюджета и банковская система, а также финансовые рынки. Наконец, принята демократическая Конституция 1993 г. Хотя, как иногда считают, она дает чрезмерные полномочия президенту РФ, тем не менее в ней закреплены все основные гражданские права и свободы, что создает стабильную правовую базу для демократического развития страны.
На этом список важнейших достижений, пожалуй, исчерпывается. Но для такого исторически короткого срока это огромный успех, создана принципиальная основа для дальнейших уже эволюционных изменений институтов, способных обеспечить развитие эффективной экономики и процветание страны.

Адаптивная модель переходной экономики
В дальнейшем реформы в сочетании с прежними неформальными институтами, которые как раз и отличаются малоподвижностью, в условиях обострившегося кризиса привели к своеобразной адаптивной модели переходной экономики. Рассмотрим ее особенности.
Возросший разрыв между формальными и неформальными институтами. Реформаторы стремились заложить в законодательство с самого начала образцы правовых норм рыночной экономики и демократии. Но, сталкиваясь с укоренившимися неформальными институтами, эти нормы либо отторгались, либо лишались исходного смысла. Такова, например, судьба судебной реформы начала 1990-х годов.
Слабое государство. В условиях революционных перемен институты и учреждения государственной власти всегда ослабевают. Выражается это, в частности, в том, что различные группы, включая самих чиновников, начинают использовать прерогативы власти в своих интересах.
Теневая экономика. Она всегда сопровождала советскую экономику, но теперь приобрела крупные масштабы. Слабость государства и предоставленная экономическая свобода становились для бедных способом выживания, для активных, готовых на риск людей, - источником обогащения, в том числе за счет эксплуатации или растаскивания ресурсов государственной экономики.
Беспорядочное распределение собственности и власти в процессе приватизации и последующего передела собственности привело к тому, что законность подавляющего большинства актов остается сомнительной.
Углубление социальной дифференциации. Децильный коэффициент возрос с 4,5 раза в 1990 г. до 14,5 раза в 2002 г. Такое увеличение разрыва в материальном положении разных слоев постоянно провоцирует недовольство населения своим положением и властью.
Преступность. Ослабление государства понижало риски наказания и формировало спрос на силовые услуги. Теневая экономика создавала для этого питательную среду. Постепенно традиционные формы преступности стали вытесняться, менее жестокими, но не менее опасными формами нелегального применения насилия, используемыми в том числе правоохранительными органами, активно участвующими в конкурентной борьбе.
Усиление бюрократии и коррупции. Традиционно влиятельная российская бюрократия, как ни странно на первый взгляд, усилилась с ослаблением государства. Расширялись возможности использования чиновниками своего служебного положения, включая прямое или завуалированное участие в бизнесе. Расширение разрыва между формальными и неформальными институтами, правовой нигилизм также укрепляют позиции бюрократии. Бизнес боится неподкупности чиновников. Всякий шаг по повышению роли государства в экономике усиливает позиции бюрократии (как и ослабление государства, ей как-то все идет на пользу), что увеличивает и коррупцию.
Управляемая демократия. С 1996 г., когда манипулирование демократическими процедурами стало альтернативой государственному перевороту или возврату коммунистов к власти, начала формироваться модель управляемой демократии: формальное соблюдение демократических норм при фактическом произволе власти. Оправдание ее находят в необходимости преодоления слабости государства и в отсутствии гражданского общества. Однако при этом общество утрачивает возможность контроля за властью, за действием всех новых экономических и политических институтов.
В целом негативные свойства адаптационной модели переходной экономики, связанные между собой определенной логикой, образуют институциональную "ловушку", встроенную в институциональную структуру рыночной экономики и препятствующую ее позитивному развитию. Мы перечислили хорошо известные явления, квалифицировав их как институты адаптационной модели российской экономики, чтобы подчеркнуть: их наличие не приближает нас к институтам, содействующим процветанию и конкурентоспособности.
Реформы В. Путина. После избрания В. Путина на пост президента был разработан пакет либеральных экономических реформ, направленных на приближение наших институтов, поначалу формальных, к стандартам, обеспечивающим эффективность рыночных механизмов, и стимулирующим повышение их конкурентоспособности в глобальной экономике. Серия антибюрократических законов, снижение таможенных барьеров, либерализация валютного регулирования, а также реформы естественных монополий призваны были реализовать дополнительное дерегулирование экономики, расширить границы конкурентных рыночных отношений, снизить административные барьеры входа на рынок. Налоговая реформа привела к заметному сокращению налогового бремени. Программа приватизации и курс на сокращение числа государственных унитарных предприятий должны были ослабить роль государства в экономике, повысить удельный вес частного сектора. Административная реформа, реформа государственной гражданской службы, разграничение полномочий между уровнями управления нацелены на повышение эффективности государственного аппарата. Не все намеченные реформы продвигаются успешно, принимается много компромиссных решений, например, в новом Трудовом кодексе. Тем не менее движение в правильном направлении, хотя и медленно, но происходит.
После недавних президентских выборов обществу была представлена программа продолжения либеральных экономических реформ, несомненно, заслуживающая поддержки. В частности, предложены важные решения в области налоговой системы, включая значительное сокращение единого социального налога (почти на 10 п.п.) при введении финансирования пенсионных накоплений не только работодателями, но и наемными работниками и при обязательстве федерального бюджета восполнить потери внебюджетных социальных фондов. Предложена также разумная мягкая модель повышения пенсионного возраста, стимулируемая государством и позволяющая с 65 лет (по сути, новый пенсионный возраст) поднять отношение пенсии к средней заработной плате с 30 до 60-70%. Предполагается замена многочисленных натуральных социальных льгот денежными выплатами.
Видимо, будут наконец осуществлены реформы в электроэнергетике и газовой промышленности, в создании рынка доступного жилья, в образовании и здравоохранении. Сделана заявка на повышение эффективности государственного управления в результате административной реформы и реализации нового законодательства о разграничении полномочий и финансирования между уровнями власти.
Но демократические преобразования, как отмечают многие эксперты, застопорились. Проблемы преодоления слабости государства, укрепления политической стабилизации обернулись ограничениями свободы слова, распространением практики применения так называемого административного ресурса в избирательных кампаниях. Осложнились отношения между властью и бизнесом. Растут опасения людей по поводу готовности власти защищать право собственности. В целом процессам становления институтов зрелой рыночной экономики и политической демократии был нанесен заметный ущерб. Выход из адаптационной модели не только не ускорился, но, напротив, затормозился.
Опыт XX столетия показывает, что для значимых изменений институциональной структуры, включая неформальные институты и социальную практику, даже при благоприятных обстоятельствах требуется как минимум 30-40 лет.

Политика конкурентоспособности: десять тезисов
Первый тезис. Политика конкурентоспособности - это не фрагмент общей экономической политики, как всегда мыслилась промышленная политика, а сама государственная экономическая политика.
Второй тезис. С переходом к этапу модернизации российской экономики выбор между либеральной и дирижистской моделями, между ставкой на частную инициативу и бизнес или же на государство как на движущие силы модернизации и роста экономики должен быть сделан в основном в пользу либеральной модели, в пользу частной инициативы. Это вытекает прежде всего из более высокой эффективности частного бизнеса и неопределенности, присущей развитию экономики в постиндустриальный период; из того, что рынок и бизнес лучше государства определяют точки потенциального роста и его факторы -заимствование опыта или оригинальные нововведения. Но роль государства должна быть выше, чем до сих пор, особенно в поддержке полезных структурных сдвигов и проведении институциональных реформ.
Третий тезис. Опыт деятельности российских фирм убедительно доказывает способность российского бизнеса повышать конкурентоспособность и добиваться успеха. Ниже приведены фрагменты из выступлений на семинаре в ГУ-ВШЭ предпринимателей представителей объединения "ОПОРА России".

***
Факторы успеха в российском бизнесе
А. Кабанов (компания "Мир" - сеть магазинов розничной торговли бытовой техникой и электроникой; 2700 сотрудников).
Что важно? Первое - это бизнес в определенном направлении. Второе - команда специалистов, которая с годами росла, совершенствовалась и сумела понять, что будущее в торговле за сетевыми компаниями. Пришло также понимание того, что хотя Москва - самый крупный регион, в ней самый большой объем торгового оборота, но сеть еще и Россия, представляющая собой непаханое поле, на котором надо развиваться, перенося туда лучшее, что было сделано и найдено в Москве. И, наверное, еще один фактор. Владельцы и акционеры компании не тратили денег на себя больше, чем это нужно было с точки зрения жизни. Основные зарабатываемые деньги шли на развитие бизнеса.
Г. Кожемякин (компания "Старик Хоттабыч" - оптовая и розничная торговля строительно-отделочными материалами; 2500 сотрудников).
Когда мы начинали, было желание повысить свое материальное благосостояние. Потом начали понимать, что можно сделать бизнес. Я бы выделил в качестве основного ключевого фактора желание чего-то достичь, потому что в остальном условия в то время были практически у всех равны.
До 1998 г. в структуре розничных продаж было 100% импорта. После 1998 г. начало развиваться производство. На текущий момент порядка 20-25% реализации составляет отечественная продукция. Когда мы выбирали производство, смотрели именно на факторы, которые позволят нам конкурировать и замещать импорт. И я могу сказать, что в своем сегменте наша мебель для ванных комнат находится в тройке лидеров и се производство успешно развивается. Мы в этом году открыли уже вторую очередь, увеличили производство в три раза, может быть, со временем будем и дальше это развивать.
Мы стараемся делать качественную продукцию. И, допустим, мебелью для ванных комнат "МойДоДыр" мы вытесняем итальянцев и испанцев. Наша керамическая плитка замещает продукцию Польши, Турции, Литвы. Однако паше производство не имеет высококвалифицированных рабочих, у нас нет бизнес-процессов. Как только требуется более высокотехнологичное производство, мы сразу обращаемся к западному опыту.На двух наших заводах - по производству керамической плитки и по производству мебели для ванных комнат - стоит итальянское, испанское оборудование, российского нет.
О. Новиков (издательство "Эксмо" - художественная и иная литература; свыше 1000 сотрудников).
На первом этапе нашего бизнеса имели значение именно внешние условия. С одной стороны, в начале 1990 г. был повышенный интерес к книгам, огромный невостребованный спрос, который сложился завес предыдущие годы. С другой -ранее этим занимались государственные издательства, которые не смогли справиться со своей функцией и постепенно сошли па нет. На этом фоне появление новых, вначале небольших участников рынка было как нельзя актуально и условия, в которых мы начали расти, были достаточно хорошими.
Вначале любая книга продавалась стотысячными тиражами. Потом постепенно возник интерес к новым авторам, вначале к зарубежным, а затем и к российским. И собственно на волне этого интереса мы сделали большой качественный рывок. Появление новых, авторов вначале в детективном жанре, а. потом в других жанрах было очень позитивно воспринято читателями и нам удалось за счет этого серьезно увеличить общий тираж.
Вместе с тем, понимая изменения в спросе, мы разработали определенное ноу-хау в создании книжной продукции. Мы создали технологию, в которой один человек отвечает за все процессы - от начала переговоров с автором или возникновения идеи создания какой-то книги до контроля над тем, как она продается. Нам удалось ввести этот институт - продукт менеджеров, ведущих редакторов, которые отвечают за объем продаж той продукции, которую они создают. При такой технологии нам удалось сконцентрироваться на ключевых направлениях.
Важная составляющая успеха - стабильный коллектив. Люди, которые приходили в издательство, росли вместе с ним и до сих пор у нас работают, хотя, конечно, специфика работы, основные задали, цели несколько изменились.
С. Николаев (компания "Каскад-Виа" - производство пластиковых окон, дверей, витражей; 270 занятых).
Новые технологии производства окон и дверей начали вытеснять с рынка старые. Сейчас старые традиционные окна и двери домостроительных и деревообрабатывающих комбинатов снизили свою долю на рынке .примерно до 20%, а в 1994 г. их было около 99%. Сначала импорт вытеснил старую отечественную продукцию. Сейчас новая отечественная продукция, изготовленная на импортном оборудовании по новым технологиям, вытеснила импорт.
Один из главных вопросов - системный подход к структуре компании и мотивации сотрудников. Как только удавалось создавать системы, материально стимулировавшие к работе, бизнес начинал хорошо работать уже "сам по себе". Отметим также, что практически полное стопроцентное реинвестирование, всех зарабатываемых денег помогло нам ускорить темпы производства и расширить свои позиции на рынке. Наконец, существенный фактор - экономика всего предприятия. Мы всегда пытались в той нише, которую выбирали, хотя она была и не самая низкая по цене, добиваться низкой себестоимости, делать упор на самые капиталоемкие позиции и работать.

***
Суммируя приведенные выше мнения, можно сказать, что ключевые факторы успеха российских конкурентоспособных компаний - это правильный выбор ниши и сохранение своего направления в бизнесе; формирование и сохранение команды; внедрение и освоение новых технологий (как производственных - "Каскад-Виа", так и управленческих - "Эксмо"); постоянное реинвестирование прибыли в развитие.
В достижении высоких темпов роста экономики, по всей видимости, важную роль играют освоение опыта ведения бизнеса и улучшения менеджмента. Вместе с тем пока преобладает и еще долго будет преобладать модель догоняющего развития. Но приходит время и оригинальных инноваций, о чем свидетельствует опыт АвтоВАЗа по сотрудничеству с малыми инновационными предприятиями. В результате удалось при переводе двигателей внутреннего сгорания на стандарт Евро-1 в сжатые сроки разработать микропроцессорную систему управления ДВС и добиться снижения издержек на 35%(10. Российская газета, 2004, 26 февраля.).
Четвертый тезис. Преимущественно либеральная модель развития, ставка на частную инициативу не отрицают активной роли государства в повышении конкурентоспособности. Она заключается в создании наиболее благоприятных условий для бизнеса, в формировании атмосферы доверия между бизнесом и властью. Пока на этом направлении успехи минимальны, а возможно, и никаких, о чем свидетельствуют следующие высказывания предпринимателей.

***
Предприниматели о недоверии к государству
Г. Кожемякин (компания "Старик Хоттабыч" ).
Недавно приезжала из Англии аспирантка, она проводила исследования безопасности бизнеса в нескольких компаниях - экономической, компьютерной. И такое у нее осталось острое впечатление: "На Западе все боятся конкуренции, а у вас все боятся органов ". Мы заняты не тем, чтобы развивать бизнес и заниматься предпринимательством, а тем, чтобы сохранить и защитить прежде всего от представителей государства то, что мы создали, и при этом еще расти вместе с ним. Двойное усилие как минимум.
С. Николаев (компания "Каскад-Виа").
Наш рост виден не только конкурентам, но и государственным инстанциям. У меня главный бухгалтер две недели в месяц занимается подготовкой документов для налоговой инспекции по абсолютно разным, по законным поводам; Это приводит к тому, что мне нужно брать сотрудника на налоговые проверки, па итоги проверки трудовой инспекции и т.д. При этом обнаруживается такое количество документов, которые надо заполнять на каждого работника, что как минимум потребуется дополнительно взять па фирму 200 человек только для выполнения данной работы. Это те самые непроизводственные издержки, которые повышают себестоимость и снижают конкурентоспособность.
Второй вопрос - сертификаты. Мы вынуждены сертифицировать каждый вид изделия (у пас их 172) в каждом цехе. У нас не сертифицируется производство. Каждый раз, когда мы вводим какой-то вид продукции, мы еще не знаем, пойдет он, не пойдет, будет он окупаемым или нет, мы в первую очередь должны потратиться па то, чтобы получить сертификат. Усилия и затраты переходят совершенно в иные плоскости - не в сферу развития бизнеса, а в плоскость того, где меньше будет головной боли и проблем.

***
Антибюрократические законы, по мнению предпринимателей, ситуацию пока не улучшили: коррупция не только не сокращается, но растет. Этот "кризис доверия" обусловлен сложной историей взаимоотношений бизнеса с государством, которое в России традиционно всячески подавляло частную инициативу. Поэтому предпринимательская деятельность столь же традиционно проявлялась преимущественно не в легальном бизнесе, а в изобретении различных способов уклонения от контроля государства. В условиях резкого ослабления государства в 1990-е годы такой стиль взаимоотношений неизбежно стал проецироваться и на саму бизнес-среду, существенно повышая риски и ограничивая возможности реализации бизнес-проектов. Возникло устойчивое "плохое равновесие" - несовершенный рынок при слабом государстве, при котором стандартные рецепты "оздоровления" экономики, апробированные в других странах, оказываются неэффективными. В нас на подсознательном уровне заложено недоверие не только к государству, но и к партнерам по бизнесу. Правда, сейчас наметились изменения к лучшему: к укреплению этики деловых отношений.
Рост и масштаб эффективного бизнеса ныне ограничены вопросами безопасности и менталитета собственника. Если динамика менталитета собственников позитивная, то динамика проблем безопасности - негативная.
В оздоровлении делового климата важную роль должны сыграть усилия по укреплению законности и правопорядка, по обеспечению исполнения законов. Но они должны учитывать недолгую историю становления рыночной экономики в России, тяготение бизнеса к теневым методам. Стремление к прозрачности, к хорошей репутации делает только первые шаги. Поэтому следует вернуться к идее начать с "чистого листа", найти приемлемые формы прекращения преследований отдельных компаний за прошлые истинные или мнимые грехи, добиваться при этом жесткого исполнения законов сегодня, прежде всего представителями государства. Административная реформа, реформы государственной гражданской службы, органов правопорядка и местного самоуправления должны опираться на меры по демократизации. Заметим, речь идет об институциональных изменениях, которые должно инициировать государство. Возможно, защите бизнеса и повышению доверия между ним и государством содействовал бы мексиканский опыт введения уполномоченного по дерегулированию(11. См.: Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России. - Вопросы экономики, 2003, N 3.).
Пятый тезис. Учитывая неопределенность перспектив развития технологий и необходимость одновременно поддерживать зарождающиеся и растущие очаги конкурентоспособности, государству следует организовать мониторинг конкурентоспособности и найти формы поддержки возникающих и растущих компаний, особенно инновационных. При этом неважно, к какой отрасли они относятся, какой вид деятельности представляют.

Зарубежный опыт: программа SBIR в США
Правительственная поддержка фундаментальных исследований в большинстве стран закапчивается до возможной коммерциализации их результатов. Соответственно у академических ученых обычно пет ни ресурсов, ни стимулов для продолжения исследований после публикаций в научных журналах. Бизнес же рассматривает новые знания, доступные на этой стадии, как весьма далекие от коммерческого применения в силу невозможности рассчитать какой-либо эффект от потенциальных инвестиций. Преодоление этого разрыва (часто обозначаемого как "инновационный барьер") должно стать первоочередной задачей правительства.
Есть много вариантов для решения данной задачи. Например, программа SBIR (Американская правительственная программа инновационных исследований малого бизнеса), которая спонсируется Агентством США по поддержке малого бизнеса (SBA), представляет собой один из путей преодоления "инновационного барьера". Стратегия заключалась в том, чтобы часть федерального финансирования НИОКР расходовать на передовые прикладные исследования, которые были бы сфокусированы на малых высокотехнологичных фирмах и на инновациях, а также в том, чтобы обеспечить возрастающий экономический эффект от финансируемых правительством НИОКР. Важно отметить, что SBIR поддерживает скорее идеи, чем компании. Цель заключается в том, чтобы определить практическую реализуемость идеи и затем помочь ее трансформировать в коммерческие приложения.
Программа работает следующим образом:
- десять участвующих в ней правительственных агентств по закону обязаны использовать 2,5% их исследовательского бюджета на программу SBIR. В последние годы SBIR предоставил 3,5 тыс. грантов на общую сумму 1,4 млрд. долл.;
- гранты выделяются не реже одного раза в год па конкурсной основе при проведении внешней экспертизы заявок. Возможны две стадии правительственной поддержки. На первой стадии выдастся грант па 100 тыс. долл. для первоначального шестимесячного изучения возможности технической и коммерческой реализации идеи. Приблизительно 1/7 числа участников получают поддержку на этом первом этапе. На втором этапе предоставляется грант в размере до 750 тыс. долл. для дополнительного двухгодичного изучения коммерческой реализуемости проекта, изготовления промышленных образцов и т.д. Примерно 40% участников, прошедших первый / этап, получают поддержку па втором. По его окончании инициаторы проекта должны быть в состоянии привлечь частный венчурный капитал. С этой точки зрения программа SBIR создаст мост между результатами фундаментальных исследований и венчурным капиталом или бизнес-инкубаторами.
Таким образом, программа SBIR помогает предприятиям осуществлять исследования, финансируемые правительством. Это даст ряд серьезных преимуществ. Во-первых, программа стимулирует предприятия проводить больше исследований. Во-вторых, механизм программы заинтересовывает предприятия в поиске путей получения коммерческого эффекта от исследований, проводимых ими при поддержке правительства. Это, в свою очередь, стимулирует образование новых высокотехнологичных фирм или выделение некоторых из более крупных старых компаний.
Следует отметить, что мы не имеем ничего против оправдавших себя методов государственного содействия повышению конкурентоспособности, таких, как гарантии по экспортным кредитам, налоговые кредиты, технопарки, специальные зоны, а также долевые прямые инвестиции в наиболее перспективные проекты, например, в сертификацию перспективных типов гражданских самолетов, как это делалось в 1990-х годах.
Кстати, попытка организации конкурсов инвестиционных проектов, предпринятая тогда Министерством экономики, не дала результатов не потому, что дело было плохо поставлено, а прежде всего потому, что государство отказалось от выполнения своих обязательств, выделив лишь незначительную часть обещанных денег. Наш опыт зачастую отрицателен, потому что мы редко доводим дело до конца. Впрочем, тогда, вероятно, инвестиционные конкурсы были преждевременны, не была завершена финансовая стабилизация. Но сейчас ситуация иная. К этой идее близок конкурс мега-проектов, организованный в 2002-2003 гг. Минпромнауки России.
Шестой тезис. Государство обязано реально содействовать усилению конкуренции, чтобы активизировать работу компаний по повышению конкурентоспособности и по модернизации. Оно также должно выровнять условия конкуренции. Исследования структурных изменений в российской промышленности за 1997-2002 гг., проведенные в ГУ-ВШЭ(12. Ясин Е. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М.: Фонд "Либеральная миссия", 2003, с. 11-17, 22-40.), показали, что низкие темпы модернизации обусловлены не столько нехваткой финансовых ресурсов, сколько невысокими стимулами деловой активности. Более высокую активность и повышение эффективности демонстрируют предприятия не самых доходных отраслей. Высокая доля нерыночного сектора с заниженными государственными ценами ослабляет мотивации к инвестициям в энергосбережение и внедрению новых технологий. В 2002 г. 6% предприятий промышленности из выборки около 1000 предприятий производили отрицательную добавленную стоимость. Доля таких предприятий (мы их также относим к нерыночному сектору) даже возросла. При повышении цен на газ и электроэнергию до уровня рыночных их доля повысилась бы примерно до 12%. Значительная доля предприятий имела отрицательное чистое накопление.
В российской экономике есть группа компаний, продукция которых обеспечивает внешнюю конкурентоспособность. Они относятся к мировой экономике. И дело не только в принадлежности к отрасли (нефть, газ, металлы), но еще и в управленческих командах, которые смогли использовать доступные конкурентные преимущества.
Есть группа компаний, достигших внутренней конкурентоспособности. Иногда их успех обусловлен характером продукции. Например, стройматериалы или продукты питания "накладно" везти в массовом порядке из Германии. После дефолта 1998 г. эти компании воспользовались "окном возможностей" в результате девальвации рубля и укрепили свои позиции на внутреннем рынке.
Наконец, существует группа предприятий нерыночного сектора, которые сохраняются постольку, поскольку подпитываются бюджетом, льготами или пользуются иными способами государственного субсидирования как прямого, так и косвенного.
Задача национальной политики конкурентоспособности заключается в том, чтобы повысить планку требований к эффективности предприятий, ликвидировать нерентабельную группу. Точнее, нижний сегмент эффективности будет всегда, но в нем не должно быть иждивенцев, приносящих убытки. В него должны войти предприятия с рентабельностью ниже средней, которые собственники собираются продать, реконструировать или ликвидировать, поскольку есть иные, более выгодные объекты вложения капитала. Для этого следует резко сократить нерыночный сектор, поэтапно снизить импортные тарифы до средней ставки 3-4%, устранить большую часть нетарифных барьеров, усилить антимонопольную политику.
Седьмой тезис. Всемерное содействие иностранным инвестициям, сотрудничеству российских компаний с передовыми мировыми корпорациями для встраивания в "цепочки" добавления стоимости, кооперации с носителями наиболее продвинутых технологий, проникновения на рынки все более сложных готовых изделий, нахождения собственных ниш для создания и распространения инновационной продукции. Речь идет о там, чтобы не только конкурировать на занятых рынках, но и совместно с лучшими фирмами создавать новые рынки. Отметим позитивный пример сотрудничества в авиапромышленности российской группы компаний "Каскол" с европейской компанией "Эрбас".
В связи с резким снижением в начале 1990-х годов объема государственного оборонного заказа перед руководством группы "Каскол", управляющей активами российских аэрокосмических и оборонных предприятий, встала задача эффективной загрузки производственных мощностей и высококвалифицированных специалистов. Важнейшими направлениями из проанализированных специалистами "Каскола" явились кооперация с зарубежными производителями аэрокосмической техники и включение российских предприятий в качестве поставщиков в международные промышленные "цепочки".
Достаточно многообещающими выглядел рынок НИОКР и поставок авиационных компонентов, так как российские предприятия и КБ, с одной стороны, имели необходимые кадры, располагали технологиями, обладали культурой производства и научно-технической школой, а с другой - их мощности могли быть загружены без ущерба основным производственным программам. Поставки авиакомпонентов - емкий сегмент международного рынка. Только на производство компонентов планера самолета компании США и Европы размещают за рубежом заказы па сумму около 25 млрд. долл. Освоить этот сегмент - значит эффективно загрузить производственные мощности, дать работу высококвалифицированным специалистам и обеспечить поступление в Россию десятков миллионов долларов.
В мае 2002 г. группа компаний "Каскол" была выбрана в качестве основного партнера западноевропейской авиастроительной компанией "Эрбас" по программе развития кооперации с российской авиационной промышленностью, включающей такие направления, как поставки материалов, НИОКР, инженерные разработки и производство компонентов. В июне 2003 г. в Москве состоялось официальное открытие инженерного центра ECAR, созданного совместно группой "Каскол" и компанией "Эрбас". ECAR стал первым конструкторским бюро, созданным "Эрбас" в Европе за пределами стран-участниц этой авиастроительной компании, а Россия включилась в международную систему разделения труда в такой высокотехнологичной отрасли, как авиация, па уровне конструкторских разработок. Центр станет координатором проектных работ "Эрбас" с российскими конструкторскими бюро, а также будет выпускать рабочие чертежи для производства частей самолета "Эрбас" в России.
19 декабря 2003 г.состоялось подписание контракта па производство компонентов для самолетов "Эрбас" (структурные элементы фюзеляжа для самолетов семейства А320) на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол", входящем в группу "Каскол". В результате впервые российское предприятие было включено в промышленный цикл самой успешной на сегодняшний день в мире авиастроительной компании, известной чрезвычайно высокими требованиями к поставщикам.
Нижегородское ОАО "Гидромаш" добивается участия в программе создания западноевропейского военно-транспортного самолета А 400-М, рассчитывая разрабатывать и поставлять компоненты шасси. "Гидромаш" имеет многолетние и устойчивые деловые связи с основными поставщиками шасси в Европе, для которых па условиях кооперации он изготавливает отдельные узлы агрегатов шасси. Именно такая форма международной кооперации предлагается ОАО "Гидромаш" при работе по созданию шасси самолета А 400-М, первые поставки которого намечаются на 2008 г. Для выполнения этих работ предусматриваются техническое перевооружение завода, создание новых рабочих мест, прежде всего для высококвалифицированных конструкторов. При отсутствии новых отечественных разработок авиационной техники это позволит сохранить первоклассный технический персонал.
Главное направление содействия иностранным инвестициям - формирование благоприятного национального режима для инвесторов: низкие и прозрачные налоги, защита прав собственности и исполнения контрактов, независимый суд, все более честная и эффективная бюрократия.
Восьмой тезис. Нет оснований противопоставлять добывающие и перерабатывающие отрасли, тем более рассматривать первые как постоянный источник субсидирования вторых, в том числе через масштабные изъятия природной ренты и снижение налогов для производителей готовой продукции. Все отрасли должны быть рентабельными и сопоставимыми по условиям со своими конкурентами на мировых рынках. Вопрос, который надо ставить и решать, - увеличение выпуска конкурентоспособных продуктов с более высокой добавленной стоимостью на базе компаний и отраслей, производящих только сырье и продукты первичной обработки (лесопереработка, нефтепереработка и нефтехимия, металлургия).
Девятый тезис. Абсолютно беспроигрышный приоритет - вложения в науку и образование. Однако это даст эффект при организации и контроле за затратами, в кооперации с частным бизнесом при постепенно возрастающей доле последнего. Особого внимания требуют передача научных разработок в производство, вообще в хозяйственную практику, коммерциализация результатов прикладной науки. Здесь программы типа SBIR могут сыграть ключевую роль.
Необходимо сделать акцент на передаче знаний и технологий. В России федеральный центр традиционно рассматривается исключительно как источник финансовой поддержки. Однако для многих компаний (особенно средних) проблемой сегодня является не только отсутствие финансовых средств, но и недостаток знаний о том, как можно развивать собственный бизнес, как выходить на новые рынки. Поэтому элементом политики конкурентоспособности должны быть механизмы передачи и распространения управленческих знаний. В частности, из федеральных средств может предоставляться помощь для доработки проектных предложений, передаваемых на федеральные конкурсы. Для представителей бизнеса на основе частичного софинансирования могут организовываться специальные программы обучения по конкретным проблемам, связанным с вступлением в ВТО, внедрением новых стандартов качества и т.д.
При этом может быть учтен в целом успешный опыт президентской программы переподготовки управленческих кадров. С 1997 г. в ее рамках получили второе финансово-экономическое образование и прошли полугодовые стажировки в зарубежных компаниях около 30 тыс. российских менеджеров среднего звена. На наш взгляд, повышение качества менеджмента в реальном секторе в России в последние годы в значительной степени является следствием реализации данной программы. Вместе с тем эффект от программы, возможно, был бы еще выше, если бы сам бизнес более активно привлекался к выработке ее приоритетов.
Административная реформа является условием повышения конкурентоспособности российской экономики, поскольку неэффективность госаппарата означает существенные дополнительные непроизводительные издержки для бизнеса. При этом реализация для чиновников аналога президентской программы не только с обучением, но и с рабочими стажировками в аналогичных ведомствах в других странах (как это практикуется, например, в Европейском союзе) может стать не менее важным шагом в формировании "конкурентоспособного" правительства, чем введение новой структуры правительства, пересмотр функций и полномочий ведомств и т.д. Конкурсные процедуры, отработанные не только в других странах, но уже и в России, позволяют отбирать для участия в подобных образовательных программах лучших и наиболее энергичных представителей соответствующих социальных групп. И их личный опыт может стать основой для формирования новой культуры взаимоотношений между властью и бизнесом.
Десятый тезис. В современных условиях оздоровление экономики, формирование механизмов устойчивого и динамичного экономического развития должно идти снизу - от бизнеса и от регионов. Речь идет о региональной политике конкурентоспособности. Функция национального правительства заключается не в том, чтобы самостоятельно определять и реализовывать долгосрочные приоритеты, а в том, чтобы создавать условия для мобилизации ресурсов и реализации тех возможностей, которые есть у частного бизнеса.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успешная интеграция в глобальный рынок все чаще происходит не на уровне национальных государств, а на уровне отдельных регионов - или по крайней мере этот процесс начинается с регионального уровня.
Конкретные бизнес-проекты всегда привязаны к той или иной организации и обладают спецификой, которую сегодня практически невозможно учесть на федеральном уровне, особенно когда речь идет о среднем бизнесе, реально формирующем конкурентную среду в экономике. Вот почему многое зависит от региональных и местных властей, которые могут создать или не создать условия для развития бизнеса и реализации эффективных бизнес-проектов. По сути речь идет о региональной политике повышения конкурентоспособности, которая в отраслях с доминированием среднего бизнеса становится все более значимым фактором развития.
Преимущество региональных властей (в тех случаях, когда они компетентны и мотивированы) здесь заключается в близости к самому потенциальному проекту, к его рынку сбыта и к рынку капитала, а также в высокой заинтересованности в реализации каждого конкретного проекта, способного дать быстрый экономический, бюджетный и социальный эффект. Подобные малые и средние проекты, означающие серьезный успех практически для любого региона, с точки зрения федерального центра могут быть незаметны и не вызывать интереса.
Соответственно задача федерального центра - поддержать инициативы региональных и местных властей по улучшению условий для ведения бизнеса, выявлять и распространять лучшую практику такого рода. Инструментом решения данной задачи может стать конкурс региональных проектов повышения конкурентоспособности(13. Более подробно см.: Кузнецов Е. Пробудиться, догнать и устремиться вперед: Механизмы запуска инновационного роста России. Препринт WP5/2002/07. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.), предполагающий распределение федеральных трансфертов регионам на новых принципах - не только бедным и слабым, но и тем, кто улучшает бизнес-климат, привлекает инвестиции и т.д.
Данный подход был успешно апробирован в таких крупных федеративных государствах, как Аргентина, Мексика и Бразилия, а в более узком формате реализован в России в рамках Программы реформирования региональных финансов, организованной Министерством финансов на средства Всемирного банка.
Региональные власти и частный сектор обязаны будут подтверждать взятые на себя обязательства выделением соответствующих ресурсов - в денежном или натуральном выражении. Конкурс проводится за размер параллельного взноса с федерального уровня. Один из критериев отбора проектов - размеры вложений частного бизнеса и региональных властей. Такой конкурс может выполнять три функции:
- инструмента инвестирования для региональных администраций и частного сектора, позволяющего им осуществлять содержательные совместные инициативы и преобразования;
- средства координации действий федерального правительства, правительств субъектов Федерации и заинтересованных организаций частного сектора в рамках совместных частно-государственных проектов повышения конкурентоспособности;
- механизма распространения лучшего опыта. Идея заключается в том, что новаторские перспективные решения, появляющиеся в одном регионе, через механизм конкурса могут быть быстро перенесены в другие регионы.