• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2004. № 11:16. 11 октября

Вопрос о концессиях нужно обсуждать применительно к конкретным проектам

Андрей Александрович, выгодно ли сейчас для бизнеса сотрудничество с государством в реализации инфраструктурных проектов на условиях концессий?
Я думаю, что вопрос о концессиях, об их выгодности или невыгодности для бизнеса нужно обсуждать применительно к конкретным проектам – то есть в ином формате, иначе разговор теряет смысл. Что важно сделать, что требуется сделать правительству, - это выработать нормальные механизмы, которые могли бы лежать в основе такого рода взаимодействия государства и бизнеса, а дальнейшее является предметом переговоров между сторонами. В рамках тех же концессий можно оговаривать и сроки передачи в концессию тех или иных государственных объектов, и суммы платежей в рамках концессионных соглашений и т.д. Грубо говоря, параметры финансовой эффективности могут регулироваться в процессе, но когда не совсем понятны правила игры, это является само по себе барьером для взаимодействия. Поэтому то, что данный вопрос обсуждается, в моем понимании, скорее хорошо, чем плохо, а выйдет из этого что-то конструктивное или нет, надо смотреть тогда, когда будет обсуждаться конкретный проект. На мой взгляд, в сфере транспортной инфраструктуры концессии могут быть весьма полезным механизмом, поскольку у правительства явно не будет хватать денег на то, чтобы в достаточных масштабах развивать транспортную инфраструктуру, а бизнес в этом может поучаствовать, если будет видеть свой интерес. Поэтому интерес бизнеса надо, безусловно, учитывать. Правительство, на мой взгляд, этот интерес понимает. Вопрос в том, что могут быть политические игры, когда кого-то к чему-то обязывают, но я бы пока не обсуждал эту тему. Появятся конкретные проекты, будут названы их условия – тогда и посмотрим.

Как пример, который рассматривался недавно в контексте обсуждения вопроса о концессиях, – магистраль Москва–Санкт-Петербург, где срок окупаемости 15 лет. Любой инфраструктурный проект является долгосрочным и капиталоемким. На 15 лет кто-нибудь из бизнесменов сейчас закладывается?
Некоторые закладываются и на более длинные сроки, особенно, в крупных компаниях, связанных с сырьевыми отраслями. Сроки окупаемости больших проектов (разработка месторождения и т.д.) на самом деле не короче, а в ряде случаев длиннее. Я знаю компании, которые заказывали отраслевые прогнозы на 20-30 лет вперед с учетом возможной динамики курса доллара, отношения доллара к евро и т.д. 15 лет – это совсем не предел горизонта для бизнеса. На мой взгляд, ключевой вопрос - это условия, на которых происходит взаимодействия. Эти условия не всегда и не обязательно должны впрямую выражаться в деньгах. В обмен на участие в конкретном проекте бизнес может что-то получить по другой линии – какую-то иную поддержку, возможность выхода на новые рынки. Здесь ситуация может быть разной.

Что Вы имели в виду под правилами игры? Разве они еще не определены? Какие проблемы, прежде всего, сейчас необходимо решить между бизнесом и правительством, между бизнесом и государством?
Концессии – не моя тема, но я знаю по отзывам, что прямых юридических проблем с концессией и сейчас нет. Закон о концессиях, но на самом деле, может и не нужен. Но модели концессий на практике пока не отработаны. И их имеет смысл отрабатывать, проверять пригодность существующей правовой базы для их практического применения.