• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полезное вмешательство государства

Ведомости. 2004. № 186. 12 октября

Анализ опыта новых индустриальных стран свидетельствует о необходимости изменения политики правительства в отношении инноваций (см. начало статьи во вчерашнем номере "Ведомостей"). Их стимулирование должно стать национальным приоритетом, так как именно инновации сегодня являются ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики.

Анализ опыта новых индустриальных стран свидетельствует о необходимости изменения политики правительства в отношении инноваций (см. начало статьи во вчерашнем номере "Ведомостей"). Их стимулирование должно стать национальным приоритетом, так как именно инновации сегодня являются ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики.
Данная цель должна достигаться не через государственную поддержку отдельных секторов и отраслей, а через создание у всех экономических агентов стимулов к инновациям и к выходу на новые рынки.
В рамках заявленного правительством намерения расширить программно-целевой подход при расходовании бюджета возможна разработка и реализация федерально-целевой программы, ориентированной на поддержку инноваций.
Разработка новой крупной программы подобной направленности потребует определенного времени, и в полном масштабе такая программа, по-видимому, может быть запущена только с 2006 г. Но уже в нынешнем году следует предусмотреть в рамках бюджета 2005 г. выделение ресурсов на проведение экспериментов с "институтами развития". Тогда в 2005 г. могут быть запущены в действие некоторые локальные инновационные программы, например:
Реанимация проекта российского "фонда фондов" для стимулирования развития венчурной индустрии. Аналог этого проекта - успешная израильская программа Yozma.
Поддержка экспорта малого и среднего бизнеса, предусматривающая частичную компенсацию расходов на установление контактов с зарубежными партнерами, расходов на участие в международных выставках, стартовых расходов на маркетинг. Аналогичные программы чилийской CORFO позволили расширить экспортный потенциал страны.
Поддержка сертификации по стандартам ISO-9000/ ISO-14000 продукции малых и средних предприятий с софинансированием из бюджета. Такую программу в Чили с успехом реализует CEPRA.
Поддержка экспорта образовательных услуг. Российские вузы, в особенности технического и медицинского профиля, могут предоставлять конкурентоспособные образовательные услуги для иностранных студентов. Но им нужна помощь в продвижении на мировой рынок
Поддержка инновационных кластеров в регионах. Такая программа может быть ориентирована на университетские города и включать в себя конкурсный отбор и софинансирование проектов, совместно разработанных муниципалитетами, университетами и академическими институтами с участием бизнес-структур. Аналогом такой программы могут служить технопарки в индийских штатах Бангалор и Хидерабат, израильский и корейский опыт.
Для привлечения бизнеса в процесс выработки решений по поддержке инновационных процессов возможно формирование в рамках Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при председателе правительства специальной рабочей группы по инновациям. В случае налаживания конструктивного диалога между правительством и бизнесом одним из результатов деятельности такой рабочей группы может стать создание российского аналога Фонда Чили, ориентированного на "выращивание" новых инновационных бизнесов. По аналогии с Чили такой фонд может быть создан при паритетном финансировании со стороны правительства и частного сектора с активным вовлечением представителей частного сектора в управление фондом.
Для управления новыми инновационными программами также целесообразно использование уже зарекомендовавших себя структур, таких как Национальный фонд подготовки кадров, Фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, другие фонды, управляющие проектами Всемирного банка. Также целесообразно введение представителей бизнеса в управляющие органы новых инновационных программ.
Для получения более подробной информации об устройстве и методах работы институтов развития за рубежом имеет смысл поддерживать тесное взаимодействие с Институтом Всемирного банка (WBI), который в последние годы активно занимался анализом и обобщением опыта функционирования подобных институтов в новых индустриальных странах. Особое внимание при этом следует уделить практическому опыту стран с несовершенными рыночными и государственными институтами, таких как Бразилия, Чили, Мексика, Корея, Малайзия.
В случае если предложенные выше локальные программы окажутся успешными, в дальнейшем возможно расширение масштабов их финансирования (с постепенным уменьшением расходов на менее эффективные старые программы) и их интеграция в общенациональную программу поддержки инноваций.

Авторы - проректор ГУ Высшая школа экономики и старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Начало статьи - во вчерашнем номере "Ведомостей" (N 185 от 11 октября 2004 г).